Происшествия

«наверное, сошел бы с ума, если бы не дети… « — говорит 42-летний василий соколовский, который после смерти жены отважился сам воспитывать девятерых ребятишек

0:00 — 28 декабря 2004 eye 389

Недавно в его жизни произошло радостное событие: он снова женился

Полтора года назад у жителя поселка Торчин Волынской области Василия Соколовского умерла жена Анна, оставив мужу девятерых детей, младшему из которых было всего восемь месяцев, а старшему — четырнадцать лет. Василию предлагали оформить детей в интернат, но он наотрез отказался и сам справлялся со всеми заботами, пока не встретил женщину, согласившуюся выйти за него замуж…

«Не успел оправиться после смерти сыночка, как ушла из жизни жена»

- Аня умерла от заражения крови, — рассказывает Василий Соколовский.  — На втором месяце беременности у нее замер плод. Мы обратились к врачам, и жену положили в больницу. Несмотря на усилия медиков, ей с каждым днем становилось хуже. Врачи боролись за ее жизнь почти два месяца, причем 25 суток она находилась в коме. Мы не жалели денег на лекарства. В общей сложности на лечение ушло 18 тысяч гривен, из которых 10 тысяч заплатил я. И вдруг на двадцать шестой день Аня пришла в сознание, хотя врачи утверждали, что это невозможно. По их словам, обычно уже через пять суток комы происходят необратимые нарушения в головном мозге и человек, если даже приходит в себя, обречен остаться умственно неполноценным. Но Анечка чувствовала себя более-менее нормально, интересовалась домашними делами, детьми, и мы надеялись на ее скорое выздоровление. Так прошло десять суток, а на одиннадцатые сутки она умерла. Врачи сказали, что отказали почки…

… Знакомству Василия и Анны предшествовали весьма необычные, почти мистические обстоятельства. Аня родилась и до замужества жила в селе Пидрижжя Ковельского района, что почти в ста километрах от Торчина. Как-то ей, десятикласснице, приснился необычный сон: как будто она, приехав в Торчин (как потом выяснится, родной поселок Василия), встретила там незнакомую женщину. Та подошла к ней, приветливо улыбнулась и подарила букет цветов.

Особого значения этому сну Аня не придала, но подругам о нем рассказала. Те решили, что странная незнакомка — ее будущая свекровь. По местным поверьям это значило, что замуж ей суждено выйти за торчинского парня.

Сон оказался вещим, а слова подруг — пророческими. Вскоре за земляка Василия вышла замуж Анина сестра. Супруги поселились в Торчине. Аня зачастила к сестре в гости. В одну из таких поездок познакомилась с Василием. Молодые люди сразу приглянулись друг другу, повстречались совсем недолго и сыграли свадьбу. Обосновались в Луцке, в трехкомнатной квартире. Когда пошли дети, купили дом в Торчине.

В семье царили любовь и согласие. И тут в 2001 году Соколовских постигло непоправимое горе. Заболел и скоропостижно, за два дня, умер их четырехлетний сын. Причиной стало тяжелое осложнение после кори. А через год, после 15 лет совместной жизни, не стало Анны.

- Не успел я оправиться после смерти сыночка, как ушла из жизни жена, — говорит Василий.  — Наверное, сошел бы с ума, если бы не дети…

Соколовские повторили нелегкую судьбу предков по Аниной линии. Бабушка Анны умерла, когда Аниной матери не было и годика. Мать ушла из жизни, когда Ане было шесть месяцев. Отец девочки, инвалид войны, оставшийся без ноги и руки, один воспитывал восьмерых детей и наотрез отказался отдать их в чужие руки. Этот человек, наделенный необычайной силой духа и оптимизмом, не только успешно справлялся с оравой малышей, но и через некоторое время женился на женщине, которая была моложе его на 10 лет…

«Как же я, здоровый мужик, могу отдать своих кровиночек в интернат!»

- После смерти жены мне предлагали оформить детей в интернат, но я отказался, даже мысли такой не допускал, — вспоминает Василий.

- Аня была сиротой. Ее с братьями и сестрами воспитывал безногий и безрукий отец. Как же я, здоровый мужик, могу отдать своих кровиночек в интернат! Я очень люблю детей и сделаю все, чтобы они ни в чем не нуждались.

Василий работает электромонтером в Луцком районном филиале «Волыньоблэнерго», и начальство посоветовало вдовцу взять декретный отпуск. Но он решил, что лучше найти человека, который присматривал бы за детьми в те дни, когда он был на смене. Не хотел лишаться работы, неплохой зарплаты — получал 800 гривен в месяц. Руководство пошло навстречу Василию, и первое время он работал по графику сутки-трое. С малышами по очереди оставались старшие дети. Иногда приезжала помогать сестра Анны.

- Наверное, нелегко было мужчине справляться с женской работой? — интересуюсь у Василия.

- Я тоже воспитывался в многодетной семье. Нас у родителей было двенадцать — шесть братьев и шесть сестер. Я самый старший из мальчишек. Видел, как папа и мама с нами справлялись, вот и набрался опыта. Поэтому, когда остался без жены, сам детей и кормил, и переодевал, и памперсы им менял, и куховарил. Готовить на такое количество детей — то же, что и на одного-двоих, только посуда побольше нужна. Дети у меня неприхотливые, едят все, что есть на столе. Говорят, вкусно. Проблем с этим не возникало. Да и дочки мне помогали. Инночке 11 лет, Виточке 13, они любят готовить, это им покойная мать привила. Особенно хорошо у девочек получаются пирожки. Мы, кстати, и хлеб раньше сами выпекали. Сейчас, правда, покупаем. На хлеб уходит примерно 250 гривен в месяц, на молоко — 100. Делаем много консервации. А чтобы полегче было, купил стиральную машину. Вообще, дети у меня замечательные, работящие, очень самостоятельные. Самый шустрый — третьеклассник Богданчик. Даже я за ним не всегда поспеваю. У нас в доме полная взаимовыручка: старшие помогают младшим делать уроки, по очереди остаются с малышами, если дома нет взрослых. И самое главное, чтобы все были здоровы.

- Старшие, наверное, уже строят планы на будущее?

- Игорь, ему скоро шестнадцать, мечтает стать механизатором, учится в местном специализированном лицее. Инночка любит шить, даже юбку себе смоделировала. А еще ей нравится фотографировать, собирается после школы поступать в профучилище. Виталик, Вита, Богдан и Саша еще не определились. Они то космонавты, то врачи — как все дети. Ну а младшеньким — Мише, Паше и Диме — об этом пока думать рановато…

Соколовские живут в добротном четырехкомнатном доме со всеми удобствами. Кроме зарплаты, получают помощь на детей — по 90 гривен на каждого. У них 80 соток огорода, так что овощами на зиму обеспечены.

- Живности особой у нас нет, только три свиньи, — говорит Василий.  — А вот от огорода отказываться не собираемся. Землю обрабатываем собственным небольшим трактором. Сеем пшеницу, морковку, свеклу, сажаем картофель. В этом году собрали неплохой урожай. Одной только картошки накопали почти двести мешков! Зерно перемололи на муку… Есть у нас и собственный транспорт — микроавтобус «Мерседес». Мне его пригнали из Германии. Раньше у меня был «Москвич», но все дети в него не помещались, поэтому пришлось поменять. В большой семье микроавтобус — незаменимая вещь: вместе можем поехать и по делам, и в гости.

«Незадолго до встречи с моей новой женой она мне… приснилась»

- Через полтора года после смерти Ани произошло то, на что я и не надеялся, я встретил женщину, согласившуюся стать матерью моим деткам, — делится радостью Василий.  — Нет необходимости объяснять, насколько это трудно. Ну кто захочет замуж за вдовца с девятью детьми? Но Фаина не испугалась трудностей. К детям относится со всей душой, как к родным. Да и они ее приняли хорошо, называют мамой.

- Разве можно их не любить? — присоединяется к разговору Фаина, немногословная скромная женщина.  — Они ведь такие замечательные! Умненькие, послушные, воспитанные.

Фаина усадила на руки трехлетнего Мишу, чмокнула его в лобик и принялась нежно поглаживать по головке. Малыш доверчиво прижался к женщине, всем своим видом демонстрируя, как ему с ней хорошо.

- Мы с Фаиной одногодки, — рассказал Василий.  — Она родом из села Поголянка Маневического района. Причем знакомы лет двадцать, но давно не виделись. Я и не думал, что она все еще не замужем. Присматривала за старенькими родителями, вот и не смогла устроить личную жизнь. Видно, наша встреча — судьба. Представляете, в октябре Фаина мне… приснилась. А спустя какое-то время у нее умер отец, и ее сестры, которые живут в Торчине, попросили меня отвезти их на похороны. Вот так мы и встретились, а 21 ноября уже поженились. Так что теперь я снова счастливый отец и муж. Фаина — прекрасная мать. Да и жена, о какой можно только мечтать.

Наш разговор прервал маленький Паша, который подошел к отцу и попросился к нему на руки.

- Пашка всех мамой называет, — ласково погладив сына по голове, произнес Василий.  — И меня раньше так звал, но сейчас точно знает, что я папа…