Происшествия

«профессиональный спорт сделал меня тяжело больным человеком, но я вернул здоровье, придумав собственную систему лечебного дыхания»

0:00 — 27 октября 2004 eye 2446

Благодаря занятиям по этой системе биологический возраст ее автора, 67-летнего Станислава Трилиса, не превышает 40 лет

С известным в прошлом толкателем ядра, заслуженным учителем Украины 67-летним Станиславом Карловичем Трилисом и его воспитанниками мы познакомились на железнодорожном вокзале Киева. Здесь их встречал с симферопольского поезда сильнейший человек планеты Василий Вирастюк. Напомним, этот почетнейший титул он завоевал в сентябре на чемпионате мира по стронгмену (богатырскому многоборью), а в конце прошлой недели сборная Украины по этому виду спорта выиграла с Вирастюком командный чемпионат мира, проходивший на Карибских островах. Перед поездкой на Карибы чемпион выкроил время, чтобы встретить Станислава Трилиса и его юных воспитанников. «Среди них есть дети, у которых врачи обнаружили тяжелые хронические заболевания, запретив им даже умеренные физические нагрузки, -- рассказал Станислав Карлович. -- Но, занимаясь у меня, ребята забывают о своих недугах. Более того -- выполняют нормативы взрослых спортивных разрядов. И вот уже пятый раз подряд мы выиграли самые престижные в Украине соревнования среди школьников, которые проводятся в Артеке. Все это благодаря моей системе оздоровительного дыхания». Оказывается, по системе Трилиса дышит и Василий Вирастюк.

«Правильно дышать меня «научила»… дикая косуля»

Станислав Трилис около двадцати лет занимался толканием ядра, был многократным призером чемпионатов СССР и чемпионом Украинской ССР.

-- Но профессиональный спорт сделал меня тяжело больным человеком, ведь ради достижения результата мы работали на износ, здоровья не щадили, -- говорит ветеран спорта Станислав Трилис. -- Мне было едва за сорок, но я чувствовал себя стариком: сильнейшие скачки давления, жуткая аритмия (пульс -- 130(!) ударов в минуту при норме для здоровых, не занимающихся спортом людей порядка 60--72 удара). Усталым я себя чувствовал уже с самого утра. Врачи лишь разводили руками, а один медик откровенно сказал, что долго я не протяну. Но умирать мне было никак не нельзя: молодая жена, маленький сынишка. Разуверившись в возможностях медицины, стал ездить по знахарям, травникам. Но и от их лечения толку практически не было. И вот однажды под новый 1984 год, возвращаясь из школы (на работу тренером меня из-за плохого здоровья не взяли, поэтому устроился учителем физкультуры), я увидел объявление о лекциях по оздоровительной дыхательной гимнастике профессора Бутейко. К своему стыду -- хотя я имею три высших образования, -- тогда, по сути, ничего не слышал о том, что особый способ дыхания может помочь укрепить здоровье. Единственное, что об этом знал -- фразу из Ильфа и Петрова: «Дышите глубже -- вы взволнованы». А оказывается, все наоборот: чем менее глубокий вдох, тем лучше себя чувствуешь.

Об этом я узнал на курсах профессора Бутейко, но оказалось, что применять его методику очень сложно. Скажем, нужно было семь часов кряду просидеть в позе кучера, чтобы набрать нужное количество углекислого газа в крови. Но выбора у меня не было. Через полгода занятий я чувствовал себя вполне приемлемо. Пульс, например, снизился до 55 ударов в минуту. А за год здоровье удалось полностью восстановить. Вот только стоило это каторжных трудов. Волей-неволей стал задумываться над тем, чтобы упростить упражнения. И вот однажды я буквально увидел, как следует дышать. Причем показала мне это… дикая косуля. Собирая в лесу грибы, я внезапно столкнулся с животным. Косуля на мгновение замерла, и я увидел ее ритм дыхания: вдох и продолжительная задержка воздуха. Домой я возвращался с ведром лисичек, дыша так, как меня «научила» косуля: только носом, неглубоко (как будто нюхаю цветок), делая значительные паузы между вдохами. До села было километров пять, но, к моему удивлению, я ничуть не устал. Как показали дальнейшие наблюдения, такое дыхание действительно увеличивает физические возможности организма.

Выполнять дыхательную гимнастику Трилиса достаточно по полчаса в день

В условленное время мы с фотокорреспондентом приехали в спортзал школы N 183, где работает Трилис. «Идемте на стадион -- на улице ребята будут «заряжать» организм кислородом», -- пригласил нас Станислав Карлович. На вид ему, кстати, больше 55--57 лет не дашь. Но Трилису уже 67 лет.

-- Я проходил тест на биологический возраст и оказалось, что состояние моего организма примерно такое, как у 40-летнего мужчины, -- не без гордости сообщил нам Станислав Карлович. -- Сейчас ребята бегут, дыша по моей системе. То есть вдыхают минимальные объемы воздуха. Но вот парадокс: органы и ткани при этом насыщаются кислородом гораздо активнее, чем при обычном дыхании. Разгадка в том, что в крови увеличивается концентрация углекислого газа и тем самым создаются условия, при которых клетки организма начинают «жадно» поглощать кислород. При глубоком дыхании это происходит гораздо менее активно -- воздуха поступает в организм много, но при этом клетки испытывают кислородное голодание.

Насытившись кислородом, организм может вынести значительно большие нагрузки, чем «голодный». Бывает, накануне ответственных соревнований мои ребята тренировались по пять раз ежедневно: в 6 утра многокилометровый кросс, плавание, силовая подготовка, потом обязательный сон и вновь плавание, силовые упражнения, вечерний забег на 12 километров. При этом никаких признаков переутомления ни у кого не было. Благодаря дыханию по моей системе у ребят даже к концу тренировки пульс почти не увеличивается.

-- Не могу сказать, что мои воспитанники зимой не простужаются, -- продолжает Станислав Карлович.

«Я прошлой зимой ни разу не болел… » «И я… » И я тоже… », -- вмешались в наш разговор ребята.

-- К сожалению, иногда болеют, но гораздо реже, чем другие школьники, -- говорит тренер. -- Тем не менее дыхательная гимнастика порой творит чудеса. Вот, например, 13-летняя Марина заняла в этом году на всеукраинских соревнованиях в Артеке третье место в беге на 1000 метров. В нашу группу она пришла год назад с целым букетом болезней и назначением врачей посещать вместо уроков физкультуры спецмедгруппу.

-- Родители не разрешали мне заниматься в спортивной секции, но ребята так много о ней рассказывали, что я очень захотела ее посещать, -- рассказывает Марина. -- И папа с мамой в конце концов согласились. Теперь мы все об этом не жалеем, ведь чувствую я себя хорошо.

-- В прежние годы у меня занимались двое детей с тяжелейшим врожденным заболеванием -- пролапсом сердечного клапана, -- говорит Станислав Трилис. -- Клапан сердца у них полностью не прикрывал аорту, и венозная кровь поступала назад. Обычно в таких случаях делают хирургическую операцию -- перешивают клапан. Благодаря постоянным тренировкам размеры сердца у этих ребят увеличились, и клапан закрылся. Дети занимались у меня с согласия родителей, которые почти всегда приходили на тренировки, опасаясь, что понадобится экстренная помощь. Нагрузки я увеличивал очень медленно, но примерно за год проблему удалось решить.

Впрочем, было бы неверно утверждать, что дыхательные упражнения могут стать панацеей от всех болезней. Однако оздоровительный эффект налицо. Причем не нужно все время дышать по системе -- достаточно лишь получаса в день. Но делать это следует в движении -- при беге, ходьбе, плавании, езде на велосипеде. Развивать большую скорость не нужно. Кстати, при правильно дыхании примерно на 12--15-й минуте гипофиз начинает интенсивно вырабатывать гормон радости -- эндорфин. Человека переполняют оптимизм и жизненная энергия.

-- Наукой давно доказано, что поверхностное, неглубокое дыхание приводит к тому, что организм начинает лучше снабжаться кислородом, -- комментирует научный сотрудник Института физиологии Национальной АН Украины Петр Лахин. -- Сейчас по заказу Национального космического агентства Украины мы на белых крысах проводим серию экспериментов, исследуя снабжение органов и тканей кислородом. Обучить крыс поверхностному дыханию вряд ли удастся, -- улыбается ученый, -- животные попросту не поймут, чего от них хотят. Мы поступаем иначе: создаем условия, при которых они почти не двигаются. При этом одна группа крыс дышит воздухом с обычным содержанием кислорода в атмосфере -- 21%. Другая -- воздухом, в котором кислорода вдвое меньше. Но, как оказалось, гиподинамию животные из второй группы переносят гораздо легче, чем из первой.