Происшествия

«теперь к нам во двор чужой не войдет: стоит кому-то подойти к воротам, как гусь несется к забору и гогочет так, что уши закладывает»

0:00 — 11 сентября 2004 eye 320

Выдрессированный пенсионеркой обычный гусь стал не только местной достопримечательностью, но и телезвездой: снимать сюжеты о хозяине птичьего двора в Снигиревку приезжают теперь даже из столицы

Жители небольшого поселка Снигиревка в Николаевской области не первый год могут наблюдать забавную картину: по улице со связкой ключей на шее важно шествует обычный домашний гусь, рядом шагает хозяйка. Стоит ей остановиться, спутник тоже притормаживает и дисциплинированно ждет. Если женщина поднимается на мостик, чтобы перейти железнодорожные пути, он, как акробат, скачет по ступенькам следом. Дорогу гусь переходит исключительно по пешеходному переходу. Словом, если раньше здешние мужики за кружкой пива судачили о женщинах, то теперь -- исключительно о гусях.

«У нашего Руслана бойцовский характер: однажды он отбился от целой своры бродячих собак»

Все началось с того, что четыре года назад пенсионерка Полина Зеленкова на местном базаре купила 15 гусят.

-- Махонькие, с детский кулачок, -- рассказывает бабушка Полина. -- Один выделялся сразу: глаза у него были голубые-голубые, словно у ребенка.

Ну да разве хозяйки откармливают домашнюю живность, чтобы любоваться? Голубоглазый был самым бойким из всех, а со своей кормилицей очень ласков (все стремглав бросаются к корыту, а этот обязательно уткнется бабе Поле в подол и только после этого идет есть). Это и помогло ему дожить до Рождества.

-- Всю птицу потихоньку с дедом съели, -- вспоминает собеседница, -- остался только этот ласковый да еще гусыня. Приду, бывало, в хлев кормить их, поглажу гусочку, и начинается! Он ее ко мне так ревновал, что избивал до полусмерти. Жалко живую душу, возьму ее на руки, а он с ума сходит: крыльями машет, гогочет громко-громко. Но перед Рождеством посмотрели: гусочка жирнее оказалась, ее и порешили.

Зимняя жизнь однообразна и скучна. Хлопочут Николай Михайлович с Полиной Осиповной во дворе, а гусь за ними хвостиком ходит.

-- Как-то лезу в погреб, -- смеется дед Коля, -- как вдруг сверху на меня что-то обрушится! Это он, гусак, не удержался и кубарем по лестнице скатился.

-- У нас на калитке звонок, -- ведет дальше свой рассказ хозяин, -- а в ту зиму он поломался. Но теперь звонок не нужен: стоит кому-то к воротам подойти, как гусь несется стремглав к забору, гогочет так, что уши закладывает, и бросается, если кто-то без приглашения пытается зайти. Тут и собака начинает лаять, да поздно -- птица раньше перед хозяином выслужилась.

-- Гусю собачья служба вряд ли по силам, -- возражаю деду Коле. -- Кто станет его бояться?

-- Э-э, не скажите! -- не соглашается хозяин. -- Однажды наш гусь так искусал пацанов, которые его дразнили! Да, клюв у него и в самом деле не очень страшен, зато в глубине рта есть мелкие острые зубы, как терка. Мало не покажется! К нам во двор чужой никогда не войдет.

Подобный поворот дела псу, конечно, не понравился: завраждовали гусь с собакой. Конфликт закончился тем, что собака по кличке Вика полностью признала своего соперника хозяином двора.

-- У птицы крылья очень сильные, ими она запросто может Вику забить, -- авторитетно заявляет дед Коля. -- Из-за мощного размаха крыльев мы нашего бойца назвали Русланом. Когда расправит два крыла, вылитый авиалайнер «Руслан»!

Однажды хозяйка с гусем отправилась на кладбище, и там на бабу Полю попыталась напасть стая бродячих псов. Так Руслан в буквальном смысле спас пенсионерку. Он с такой яростью набросился на свору, так грозно размахивал крыльями, что собак и след простыл.

-- С тех пор я без Руси за калитку не выхожу, -- смеется баба Поля, поглаживая своего любимца по белой шее. -- Он теперь мой постоянный спутник.

«Стоит Полине взяться за расческу, как гусь знает: хозяйка собирается уходить»

Сначала поселок недоумевал, все ли в порядке у пенсионерки с головой, если она всюду за собой таскает гуся? Поначалу на эту парочку глазел весь райцентр. Что здесь птица делает, недовольно ворчали продавцы, когда баба Поля заходила в магазин вместе со своим любимцем.

-- Потом все привыкли, -- улыбается хозяйка животного. -- Даже в банк Руся теперь со мной ходит. Я, правда, когда отправляюсь вместе с ним, предусмотрительно тряпочку в сумку кладу: если неприятность случится, вытру. Только этому не смогла научить его, гаденыша! Однако с тех пор, как в Снигиревку зачастили журналисты, снявшие для центральных каналов уже не один сюжет о Руслане, а в газетах появились фотографии, продавцы и банкиры смягчились и не настаивают на уборке.

-- Стоит Полине взяться за расческу, Руслан уже знает: хозяйка собирается уходить, -- говорит Николай Михайлович. -- Он мчится за сумкой, хватает ее и гордо несет в клюве: мол, я готов!

-- Если мне куда-то нужно отправиться одной, столько ухищрений требуется, чтобы незаметно выскользнуть за калитку! -- жалуется хозяйка. -- Коля отвлекает Руслана, а я тихонечко крадусь к выходу.

-- Не ревнуете? -- интересуюсь у деда Николая.

-- Спору нет, его бабка любит больше, чем меня, -- улыбается собеседник. -- Скоро, чувствую, совсем ненужным стану! За хлебом, за газетами или погулять жена теперь идет с Русланом.

Любимое занятие Руслана -- походы с хозяйкой на базар.

-- Еще бы! Там его все угощают! -- в один голос твердят дед Коля и баба Поля. -- Правда, без нашего разрешения Руся в рот ничего не возьмет. Недавно торговцы галантереей подарили ему коралловые бусы. Они так понравились нашему гусю, что не дает их снять.

«Я раньше думала, что гуси глупые. Ничего подобного, они еще как кумекают!»

Хозяева любят своего гусака и стараются его не огорчать.

-- Он даже садится с нами за стол обедать, -- говорит дед Коля. -- Однажды я отлучился за майонезом. Возвращаюсь, а Руслан доедает борщ из моей тарелки. Он обожает борщ. Поест с нами, потом отправляется к собачьей миске. Пес боится его и давно смирился с нахальством гуся. Руслан как-то сунул клюв в мою чашку с чаем и лимоном. Как расфыркался, крыльями замахал -- мол, что за гадость! Теперь из чашек пить отказывается. Очень сообразительный!

-- Наш гусь абсолютно все понимает, -- вторит деду жена. -- Спрошу: есть будешь? Если сыт, он отрицательно машет головой. Однажды гости у нас были, и кто-то шутки ради мокнул хлеб в самогон, угостил Русю. Хлеб -- его любимое лакомство. Смотрю, гусак выплюнул угощение, опрометью побежал к воде, промыл клюв, возвратился и завертел головой: дескать, больше такого не хочу!

Да что там семейный обед! Птица по вечерам смотрит с хозяевами телевизор.

-- Положит крыло мне на колено, -- утверждает баба Поля, -- и в «ящик» уставится. До вечерних новостей посидит с нами, а на ночь отправляется в курятник.

Пенсионерка говорит, что раньше думала, будто гуси глупые.

-- Ничего подобного! -- уверяет она. -- Мы просто не все о них знаем. Они еще как кумекают!

Природа берет свое. Руслан нет-нет и начинает строить гнездо: носит сучья, палки, ломает их, укладывает что-то по-своему. Но пару себе пока не нашел.

Если Полина Зеленкова несколько дней не выходит на улицу со своим любимцем, местные ребятишки прибегают справляться о его здоровье.

-- Еще ни разу не болел, -- говорит бабушка. -- Ну а я заинтересовалась, сколько гуси живут. Обложилась справочниками, энциклопедиями… Оказалось, и десять, и двенадцать лет. Так что неизвестно, кто кого переживет.