Происшествия

«это мой ребенок, и я имею право делать с ним все, что хочу, даже -- убить! «, -- кричал отец, избивая своего годовалого малыша

0:00 — 23 апреля 2004 eye 357

А мать ребенка в это время пьянствовала у соседа

За последние три месяца наша газета восемь(!) раз писала о беспрецедентных случаях издевательств родителей над собственными детьми. Эти статьи сродни сводкам с мест военных действий. В Одессе шестилетнего малыша госпитализировали в тяжелейшем состоянии в больницу, у ребенка были переломаны ребра, тело -- сплошной синяк. В Донецке отец выгонял из дому больную дочь попрошайничать. В той же Одессе одинокая мать до смерти забила трехмесячного(!) ребенка. В семье киевлянки Веры Николаевны Москаленко, слава Богу, до подобной трагедии пока еще не дошло, но ситуация там сложилась серьезная.

«Мать кормила младенца прокисшей едой из грязной бутылочки!»

Скандал разгорелся из-за пустяка, но Сергей был пьян, и, распалившись, сначала ударил мать. «Ну хорошо, я могу стерпеть, но посмотри, что вы делаете со своим ребенком: он же в год и два месяца ходить не умеет, не знает слов «мама» и «папа»! -- крикнула Вера Николаевна сыну.

-- А он мне отвечает: «Мой ребенок -- что хочу, то и делаю!», -- со слезами на глазах рассказывает корреспонденту «ФАКТОВ» Вера Николаевна. -- Схватил малыша за ручку, да так, что чуть не вывернул из сустава, швырнул на кровать и начал со всей силой бить по спине! Внучок кричит, я плачу, прошу: «Оставь его в покое!» Но Сергей с криком «Он мой, захочу -- убью!» поднял малыша, схватил за горло и начал душить! Когда Димочка стал хрипеть и задыхаться, я, уж не помню как, вырвала его у Сергея. И тут явилась невестка (она была в гостях у соседа). Я ей, мол, посмотри, что твой муж с ребенком вытворяет! А она отвечает заплетающимся языком: «Ну и что?»

Это было последней каплей в чаше терпения Веры Николаевны. Приказав сыну и невестке собрать вещи, она вытолкала их из дому взашей. А внука Димочку оставила у себя.

Вера Николаевна на пенсию вышла сравнительно недавно по состоянию здоровья -- замучил артрит, стало тяжело ходить. У нее двое взрослых сыновей.

-- Почему так получается? Оба росли в одной семье, одни родители их воспитывали, а совершенно разные люди. Старший (ему сейчас 36) -- серьезный, ответственный, с юных лет работает. А Сережа -- ну просто оторви и выбрось! Еще в школе я с ним намучилась -- носила учителям конфеты и кофе, чтобы перетащить разгильдяя из класса в класс.

Школу Сергей окончил с трудом. Ни образования, ни толковой профессии у парня нет. Перебивается случайными заработками, но нигде надолго не задерживается. Очень рано начал пить. Мать надеялась, что парень остепенится, если женится. Поэтому очень обрадовалась, когда 25-летний сын познакомил ее с Аней, только что закончившей школу. Родители Ани выделили молодым двухкомнатную квартиру в районном центре под Киевом.

Но, удачно начавшись, семейная жизнь молодых очень быстро пошла наперекосяк. Пить Сергей не бросил, и очень быстро к нему присоединилась Аня. Постоянную работу никто из них так и не нашел. А вскоре мать Ани, увидев, что супруги превратили квартиру в настоящую берлогу и стали выносить оттуда вещи на продажу, выгнала их. Молодая семья перебралась в старый домик бабушки Сергея. Что только не пришлось вытерпеть старушке! Внук с невесткой постоянно пьяные, из погреба пропадают продукты, запасенные на зиму. А однажды пьяный Сергей выгнал бабушку на улицу, и она некоторое время мыкалась по родственникам, пока те не усовестили внука и не уговорили пустить старушку в ее собственный дом.

По словам Веры Николаевны, невестка даже во время беременности не отказывала себе в выпивке. Но, к счастью, маленький Дима родился здоровым.

-- Приезжая к ним в гости, я просто ужасалась, -- вспоминает Вера Николаевна. -- В доме -- грязь. Аня кормит ребенка прокисшей едой из грязной бутылки!

-- В принципе, она неплохая девочка, -- пытается оправдать свекровь невестку. -- Милая, добрая, приятная -- когда не пьет… А пьет она часто.

«Если хочешь -- купи у меня сына!»

Долгое время Вера Николаевна не вмешивалась в жизнь младшего сына и невестки. Так продолжалось до середины марта нынешнего года. Сергей попросил у матери разрешения переехать с семьей к ней. Обещал, устроиться на работу. Вера Николаевна согласилась: вдвоем со старшим сыном они живут в трехкомнатной квартире, и для молодых там нашлось место. Но Сергей не спешил работать. Вдвоем с женой они почти каждый день ходили в гости к старым приятелям Сергея. Возвращались подшофе. Если в доме был старший сын, Сергей вел себя тихо. Но стоило тому уйти на работу, как младший принимался скандалить, придираться ко всему: не так мать готовит, не так подает. А еще его очень раздражал ребенок. «Уберите его, он мне мешает!» -- кричал папаша, когда крошечный Димочка приползал к нему поиграть.

-- Я понимаю, что такое положение вещей не может продолжаться, -- говорит корреспонденту «ФАКТОВ» Вера Николаевна. -- По сути, я не имею никаких прав на ребенка, и боюсь, что даже если захочу оформить над ним опеку, это будет сложно: ведь я одинокая пенсионерка. Но надо же спасать ребенка! После того, как Сергей его чуть не задушил, Дима стал плохо спать по ночам, кричать. Посмотрите, -- Вера Николаевна подозвала внука, улыбчивого, славного малыша, уже довольно уверенно топающего крошечными ножками, -- и приподняла сзади его футболку. На маленькой спинке расплылся огромный, во всю поясницу, уже побледневший синяк…

Старший сын недавно предупредил Сергея: «Если будешь так и дальше с ребенком поступать, я его у тебя отберу!» А тот отвечает: «Если хочешь -- купи у меня сына!»

«Единственный выход в такой ситуации -- обратиться в криминальную милицию по делам несовершеннолетних»

Еще в ноябре 2001 года в Украине был принят закон «О предупреждении насилия в семье», согласно которому в нашей стране должна быть создана отдельная служба по предупреждению подобных случаев. Родные, соседи, да и сам ребенок могли бы прийти туда и пожаловаться на издевательства в семье. Но прошло уже два с половиной года, а подобной службы как не было, так и нет.

-- Сразу же после того, как ребенка избил отец, нужно было бы провести медицинскую экспертизу, а сейчас, к сожалению, время уже упущено, -- комментирует ситуацию председатель правления Всеукраинской организации «Общество равных возможностей», юрист Виктория Величко. -- По факту избиения ребенка возбуждается уголовное дело по 176-й статье Уголовного кодекса Украины. Потом материалы передаются в суд, который вправе лишить мать и отца родительских прав. Но поскольку интернаты сегодня переполнены, суды стараются не разрушать семьи. Хорошо, если есть родственники, которые могут оформить опеку над ребенком, как, например, в случае с Верой Николаевной. Первое, что должна сделать бабушка Димочки, это обратиться в милицию.

… Вера Николаевна обратилась в районную криминальную милицию по делам несовершеннолетних. Две сотрудницы пришли к ней домой и взяли заявление об избиении малыша. В нем Вера Николаевна просила… не лишать Сергея и Аню родительских прав: «Может, если их припугнуть, поставить на строгий учет, они одумаются и будут вести себя по-другому?»

А еще через пару дней за Димочкой приехала мама и забрала его у бабушки. Молодая женщина была изрядно перепугана и клятвенно пообещала корреспонденту «ФАКТОВ», что с головы ребенка больше и волос не упадет. Хотелось бы надеяться.

P. S. Имена героев истории и некоторые обстоятельства изменены из этических соображений