Происшествия

Поскольку укрконцерт безбожно резал репертуар аркадия райкина, популярный сатирик приезжал в киев только… По линии комсомола

0:00 — 24 июня 2004 eye 812

Сегодня бывшие комсомольские активисты соберутся на форум в Киеве по случаю 85-летия ЛКСМУ

На недавнем концерте в Москве, посвященном 85-летию ВЛКСМ, Иосиф Кобзон зачитал приветствие правительства России и поведал, как удалось заполучить для торжества Кремлевский дворец. После одной из встреч в Кремле известных бизнесменов и экономистов он подошел к президенту России с вопросом: «Владимир Владимирович, вы были в комсомоле?» -- «Да. И горжусь этим». Выслушав просьбу о содействии в аренде Кремлевского дворца, президент России отдал соответствующее распоряжение…

С этого эпизода началась наша беседа с секретарем ЦК ЛКСМУ 1963--1970 годов, а в настоящее время проректором Киевского гуманитарного института Тамарой Ващенко (Главак).

«Премьера песен «Орлята учатся летать» и «Обнимая небо» состоялась в Киеве»

-- Ни один правительственный концерт не собирал таких исполнителей, какие были на комсомольских форумах, -- рассказывает Тамара Ващенко. -- На наших торжествах София Ротару, Юрий Гуляев, Александра Пахмутова, Дмитрий Гнатюк, Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Василий Лановой, Валерий Леонтьев, Вячеслав Шалевич, Надежда Бабкина и другие известные артисты всегда выступали бесплатно. Ведь они по комсомольским путевкам исколесили весь Советский Союз, побывали на всемирных фестивалях, Олимпийских играх. А Иосиф Кобзон, до сих пор не исключивший из своего репертуара ни одной комсомольской или патриотической песни, воспринимался нами почти как член ЦК комсомола!

Именно комсомол открывал и горячо поддерживал молодые таланты. Возьмите хотя бы Валерия Леонтьева, начинавшего свой творческий путь в Украине. В те времена концертные организации постоянно «задвигали» артиста из-за его приверженности новым ритмам и непривычным лирическим образам. Кто ему давал полные залы? Киевский горком комсомола во главе с первым секретарем Анатолием Корниенко -- мы имели право пополнять внебюджетные средства и за счет концертной деятельности.

Так, знаменитый Аркадий Райкин приезжал в Киев только по приглашению комсомола. После того, как чиновники Укрконцерта искромсали репертуар известнейшего сатирика, он пообещал: «Никогда в Украине выступать не буду!» А комсомольцы его уговорили! Только Аркадий Исаакович попросил: «Ребята, помогите и мне заработать».

При ставке в 45 советских рублей артист за комсомольские концерты получал в несколько раз больше. На его выступлениях во Дворце спорта всегда был аншлаг, а прорвавшиеся безбилетники сидели на полу в проходах. Самые настойчивые обращались за билетами даже в ЦК комсомола.

Как-то в день концерта Аркадия Райкина я зашла в кабинет инструктора ЦК комсомола Володи Зоца. Вдруг зазвонил телефон. Из трубки раздался громкий голос: «Это товарищ Зац?» -- «Я Зоц». -- «Товарищ Зац, вы же из наших. Я звоню с Подола, -- невозмутимо продолжали на том конце провода. -- Нам нужны билеты на Аркадия Райкина. Вы нас понимаете?» -- «Я вас понимаю!» -- улыбаясь, ответил инструктор. И помог достать билеты.

Также в нашем концерте впервые выступил созданный Игорем Покладом вокально-инструментальный ансамбль «Мрiя». В 1966 году в Октябрьском дворце (ныне Международный центр культуры и искусств. -- Авт. ) проходил XX съезд комсомола Украины. Когда юные красавицы из «Мрiї» появились на генеральной репетиции в коротеньких юбочках с радужными зонтиками в руках и, пританцовывая, исполнили «Не топчiть конвалiй» и «Зоряну нiч», у старших товарищей был шок. Они советовали снять выступление: мол, это вызовет раздражение членов Политбюро. Мы настояли на своем. В результате на концерте вместе с «Мрiєй» пританцовывал весь зал, в такт аплодировали даже партийные руководители.

-- По фотографиям видно, что на этот форум в Киев приехали мегазвезды тех времен Юрий Гагарин, Александра Пахмутова, Николай Добронравов.

-- Да, знаменитости продемонстрировали этим свое уважение к молодежи Украины. Тогда же в Киеве состоялась премьера песен Александры Пахмутовой «Орлята учатся летать» и «Обнимая небо», которые исполнил популярный артист Юрий Гуляев.

«От Дворца пионеров до Борисполя милиция домчала Юрия Гагарина за… 16 минут»

-- Расскажите, «каким он парнем был» -- Юрий Гагарин?

-- «На руках весь мир его носил!» -- отвечу строчкой из популярной песни Александры Пахмутовой. Но человечности при этом не потерял. На съезде я была прикреплена к Юрию Гагарину. Чтобы как следует подготовиться к выступлению по Дворце пионеров, космонавт N 1 даже отказался от обеда. Признался: «Всегда робею перед учителями. Да и школьники -- народ особый. Надо подобрать для них самые убедительные слова!»

Вопросов к первому космонавту было множество, дети его долго не хотели отпускать. Мы чувствовали, что Гагарин опаздывает на самолет. Повезло, что генерал киевской милиции Буланенков домчал нас на служебной машине от Дворца пионеров до Борисполя… за 16 минут (!)

-- В шестисерийном фильме Николая Мащенко «Как закалялась сталь» вы выступали в роли главного консультанта. Какие вопросы приходилось решать?

-- И добывать деньги в том числе. Потому что выделенных 400 тысяч советских рублей хватило только на три серии. И это при том, что в батальных сценах армия работала бесплатно. А объездные пути вокруг Шепетовки, чтобы не останавливать движение из-за съемок, железнодорожники вообще сделали на голом энтузиазме. Недостающие 600 тысяч помог выделить заместитель заведующего отделом пропаганды ЦК КПСС Георгий Смирнов, идеалом которого был Павка Корчагин.

-- И первой наградой фильма стала премия Ленинского комсомола…

-- Если быть до конца откровенной, то первую награду за фильм о Павке Корчагине Николай Мащенко получил из рук Католикоса всех армян. Раньше это нигде не афишировали. Приехав из Еревана, Мащенко сказал: «Меня наградили орденом». Практически во всех странах, где демонстрировалась кинолента «Как закалялась сталь», режиссера принимали не только партийные и молодежные руководители, но и религиозные деятели.

-- Почему?

-- Сила духа Павки Корчагина, его борьба за победу высших человеческих ценностей созвучны тому, что церковь считает святостью. И Мащенко удалось ярко воплотить это на экране.

Актера на роль Корчагина искали долго. Василий Лановой, сыгравший Павку в первой экранизации романа, сразу же отпал -- возраст не тот. Мне виделся в этой роли Станислав Любшин, ставший известным после участия в фильме «Щит и меч». Но авторы фильма искали более молодое дарование. Аж в Саратовском ТЮЗе отыскали Владимира Конкина. Хотя актер ранее роман Островского как следует не читал, в образ вошел быстро.

-- Знаю, что вы причастны к восстановлению справедливости в отношении некоторых членов «Молодой гвардии»…

-- По поручению бюро ЦК комсомола я несколько месяцев провела в архивах, чтобы написать представление на награждение тех молодогвардейцев, которые в силу различных обстоятельств были незаслуженно забыты. Например, на реабилитацию имени Виктора Третьякевича, ранее считавшегося предателем. Все время, пока читала протоколы допросов, плакала, хотя я человек не слезливый. Представляла, что пришлось испытать Сереже Тюленину, на глазах у которого фашисты зверски избивали его маму. И каково было женщине, когда в ее присутствии сыну перебили руку?

В материалах следствия отмечалось, что после одного из допросов Третьякевич принес в камеру шоколадку и сигареты. Больше никаких фактов его «измены» очевидцы на волю не передавали, но этого оказалось достаточно для посмертного клейма «предатель». Видимо, Александр Фадеев, написавший «Молодую гвардию», тоже сомневался в предательстве Третьякевича, поскольку вывел в романе образ предателя под другой фамилией.

По представлению ЦК комсомола Украины член штаба «Молодой гвардии» Виктор Третьякевич был посмертно реабилитирован и награжден боевым орденом.

«По сигналу о контрреволюции в Краснодон прилетел председатель КГБ Семичастный»

-- Правда ли, что в экспозиции музея «Молодой гвардии» чиновники усмотрели что-то непозволительное?

-- Было и такое. К 50-летию ВЛКСМ, которое отмечалось в 1968 году, планировалось строительство нового здания музея в Краснодоне. Конкурс выиграл проект молодого киевского архитектора Володи Смирнова, работающего сегодня в Израиле. Создание мозаичного панно «Знамя Победы» площадью 105 квадратных метров доверили известным художникам Виктору Зарецкому, его жене Алле Горской и Панасу Заливахе.

Виктор Зарецкий в период хрущевской «оттепели»был председателем Клуба творческой молодежи при Киевском горкоме комсомола, где я в то время работала. На заседаниях клуба говорилось и о необходимости реабилитации имен Леся Курбаса, Мыколы Кулиша, Евгена Плужника, Мыколы Хвылевого, других деятелей украинской культуры, расстрелянных в 30-40-е годы. Горская, хоть и русская по национальности, участвовала в митингах за «незалежну Україну». По этому поводу с Виктором Зарецким и Аллой Горской не раз беседовали в КГБ, но они своих взглядов не изменили. Кстати, и внешне Виктор отличался от «правильной» молодежи: любил модные брюки-»дудочки», носил набриолиненный кок, а вместо галстука -- яркие шейные платки. И вскоре коммунист, художник-фронтовик, две работы которого еще в студенческие годы попали в Третьяковскую галерею, остался не у дел.

Поэтому наше предложение заняться созданием панно в Краснодоне оказалось весьма кстати. Но, когда мозаика «Знамя Победы» была почти завершена, в ЦК партии пошло письмо одного из заместителей министра культуры республики о том, что художники-диссиденты опорочили облик молодогвардейцев. Хотя проект дважды рассматривался на бюро Ворошиловградского обкома партии, утверждался областным художественным советом и бюро ЦК комсомола. (Если бы наших стойких партийцев что-то смутило, они бы никогда не проголосовали «за»).

Оказывается, сомнения вызывали образы уходящих в небытие героев (по стилю это отдаленно напоминало мистические полотна Иеронима Босха). Бдительное око из Минкультуры предупреждало: «Секретарь ЦК комсомола Главак проводит в искусстве контрреволюцию по чехословацкому образцу».

Информация о контрреволюции сразу же попала на стол председателю КГБ СССР Владимиру Семичастному. Владимир Ефимович, сам уроженец Донбасса, немедленно прилетел в Краснодон, осмотрел экспозицию и сказал: «Это потрясающе!» По счастливому совпадению, у него в руках был свежий номер журнала «Советский Союз», обложку которого украшала цветная фотография краснодонского панно.

Побывавший в музее на следующий день председатель Совета Министров УССР Владимир Щербицкий поставил эффектную точку в угасающем конфликте: «Жаль, что я не знал о сооружении такого музея. Молодцы!»