Одним из достижений 12 лет независимости принято считать то, что Украина приобрела статус золотодобывающей страны. Однако чего стоил нам этот статус?
В 1992 году Президент Украины Леонид Кравчук на экономическом форуме в Давосе заявил, что в ближайшее время Украина войдет в мировой клуб золотодобывающих стран. Иностранные специалисты горнорудной отрасли не заставили себя долго ждать. Правда, сегодня никто не сможет сказать определенно: что конкретно они смогли выяснить, поскольку наплыва западных и российских золотодобывающих компаний в нашу страну в результате всех этих изысканий до сих пор не наблюдается. Не превратилась ли сама идея украинского золота за эти годы в аналог буксира в одесском порту, весь пар которого ушел в гудок?
В середине 90-х появилась программа «Золото Украины». Как рапортовали чиновники, к этому времени в стране было уже все готово к началу собственной золотодобычи. И в результате в августе 1996 года была создана госкомпания «Укрзолото». Однако работа ее как-то не заладилась. И потому два года спустя для реализации программы «Золото Украины» была создана еще одна структура -- Государственная акционерная компания (ГАК) «Украинские полиметаллы». В ее уставный фонд были переданы акции Вольногорского горно-металлургического комбината, Иршанского горно-обогатительного комбината, государственные пакеты акций Полтавского и Марганецкого ГОКов, государственного предприятия «Изумруд», Львовского государственного ювелирного завода, предприятия «Укрянтарь», Винницкого завода «Кристалл», дирекции строительства Мужиевского государственного золотополиметаллического комбината, Калушского государственного предприятия «Шахтострой» и ряда других специализированных государственных геологоразведочных предприятий.
Необходимость создания подобного «монстра» руководитель «Укрполиметаллов» Александр Притыка объяснил в одном из интервью просто: «Либо мы и дальше будем в песочнице лопаткой ковыряться, либо пора подходить к золотодобыче по-взрослому!» И в начале подход «по-взрослому» себя оправдал. Если в 1999 году «Украинскими полиметаллами» было добыто 23,8 килограмма золота, то уже в 2000 году -- целых 134,8 килограмма.
Но прославились они отнюдь не этим. В марте 2001 года «Украинские полиметаллы» неожиданно продали частным компаниям принадлежавшие госхолдингу блокирующие пакеты акций Полтавского, Марганецкого и Орджоникидзевского ГОКов, соответственно, за 18,8 миллиона гривен, 16,2 миллиона гривен и 22,1 миллиона гривен. Против продажи, в частности, 25-процентного пакета акций Орджоникидзевского ГОКа выступил тогдашний первый заместитель главы ФГИ Михаил Чечетов. Он заявил, что данная сделка является «незаконной», и пообещал рассмотреть этот вопрос на заседании Кабмина. Но тем дело и кончилось. А руководство компании заявило, что вырученные деньги пойдут на увеличение добычи золота.
Однако, по иронии судьбы, почему-то именно с начала нынешнего века объемы добычи благородного металла «Укрполиметаллами» начали стремительно снижаться -- причем не на проценты, а в разы. В 2001 году было добыто 69,2 килограмма золота (то есть в два раза меньше, чем в 2000 году), а в прошлом -- всего 18 килограммов. Более того, год назад «Укрполиметаллы» вообще остановили промышленную добычу золота в Украине и, по данным информагентств, продолжат ее никак не раньше нынешнего сентября.
Здесь стоит сделать небольшое отступление. Во всем мире магический металл, за который все еще гибнут люди, тем не менее, все больше и больше теряет свою былую силу, а с ней и стоимость. С тех пор, как национальные финансовые системы перестали привязывать к нему свои денежные системы, золото неумолимо дешевеет. В общем-то это и не удивительно -- ведь, в отличие от нефти, газа или промышленных руд, оно практически никуда не исчезает. В настоящее время четвертью всего существующего золота владеют национальные сокровищницы, центральные банки и прочие финансовые учреждения. Остальное -- находится либо у населения планеты (на долю ювелирных изделий приходится сегодня 80% добываемого золота), либо используется индустрией. Но последняя, применив золото, возвращает его посредством рециклинга (переработки) золотосодержащих отходов.
Одним словом, спрос на золото падает, как, впрочем, и цена на него. В этой ситуации себестоимость добычи золота в Украине явно превышает разумные пределы. Год назад это признал первый заместитель председателя правления ГАК «Украинские полиметаллы» Алексей Квас. По его словам, на тот момент унция золота на мировых рынках стоила около 300 долларов США, и при такой ценовой конъюнктуре добыча «Укрполиметаллами» золота на своем Мужиевском руднике (Закарпатье) вряд ли будет прибыльной. Однако это не помешало г-ну Квасу заявить, что «Укрполиметаллы» заинтересованы в сохранении этой отрасли и Мужиевского рудника: «Тем более что мировые цены на золото могут подняться».
Безусловно, в будущем возможно все. Но пока что «Украинские полиметаллы» активно «хоронят» деньги налогоплательщиков. Ведь только стоимость проданных «Укрполиметаллами» блокирующих пакетов акций трех ГОКов составила 57 миллионов гривен. Взамен за четыре года работы огромного государственного холдинга казна получила от него 3 миллиона гривен дивидендов, а также не функционирующую уже больше года добычу благородного металла в нашей стране, ради которой официально и создавалась ГАК «Украинские полиметаллы».
Если верить бывшему члену наблюдательного совета данной структуры, народному депутату Украины Сергею Терехину (»Зеркало недели», N 20, 2003 год), «игра происходила не вокруг золота, а вокруг названия. Когда создавались «Украинские полиметаллы», туда передали пакеты акций многих предприятий, чтобы раздуть капитал Так легче было покупать, ведь через компанию получается дешевле, чем на открытых аукционах». Не стоит забывать, что в уставный фонд «Укрполиметаллов» входили не только пакеты акций трех ГОКов (Полтавского, Марганецкого и Орджоникидзевского). Там еще остались пакеты инвестиционно привлекательных объектов, которые вполне можно продать под лозунгом «поддержки отечественной золотодобычи». Понимают это и в Фонде государственного имущества. Месяц назад председатель ФГИ Михаил Чечетов заявил, что он инициирует изъятие государственных пакетов акций предприятий из холдингов с их обратной передачей в управление без права отчуждения: «Вытянем все пакеты и передадим в управление». По его словам, решение о выводе акций предприятий из холдингов будет принято «сначала постановлением правительства, а потом и на законодательном уровне, тогда холдинги будут создавать те, кто действительно хочет работать, управлять пакетами, а не уводить акции». Не опоздать бы