Разборки в парламенте не мешают политикам по-соседски занимать друг у друга масло и сбрасываться на новогоднюю елку
Несмотря на то, что в парламенте представители некоторых фракций чуть ли таскают друг друга за волосы, в быту они если не дружат, то и не враждуют, поскольку многие из них живут в одном доме. По-соседски они и к Новому году готовятся: уже сдали деньги на украшение елки.
А как вообще соседствуют депутаты?
При взгляде на политический Олимп, обыкновенным гражданам кажется, что у депутатов больше проблем, чем передел власти, собственно и нет. Однако жизнь их полна тех же забот, что и наша
В подъезде, где живут народные избранники, в глаза бросается объявление: «Гражданам, которые имеют задолженность по квартплате, необходимо явиться в Управление жилыми домами по адресу » (перевод с укр. -- Авт. ). В подъезде нет евроремонта, какой я рассчитывала увидеть, и в лифте не идеальная чистота. Раньше, как рассказывают жильцы, в фойе стоял теннисный стол. Но недавно он исчез. На одном из этажей есть тренажер, который одна из семей любезно предоставила для общего пользования, а все остальное -- обычно. Признаюсь, этот дом мне чем-то напомнил хорошее студенческое общежитие.
-- Это и есть общежитие, -- улыбается Александра Кужель (бывший председатель Госкомитета по предпринимательству. -- Авт. ). -- Ведь как все начиналось!.. Женщин-депутатов 2-го созыва поселили в гостиницу «Киев», где мы прожили, готовя на электроплитах, около двух лет. А потом дали квартиры здесь. Так что соседками мы стали еще в гостинице. Кто жил в номере с семьей, как, например, Лиля Григорович, кто в одиночку. Мой муж с сыном оставались в Запорожье. Супруг Кати Ващук с детьми -- на Волыни. Ходили друг к другу на чай, делились проблемами. А их хватало! К примеру, однажды выяснилось, что, когда мы разъезжались по округам, в номера, где оставались наши вещи, сотрудники гостиницы селили своих знакомых! Мы очень долго добивались, чтобы в двери поставили «глазки», так как под видом избирателя мог прийти кто угодно.
А переехали -- мало что изменилось и в быту, и в общении. По рассказу Александры Владимировны, все служебные квартиры были обставлены одинаковой мебелью, на полу -- одинаковые коврики и у каждого -- телевизор «Электрон».
-- Когда квартиры приватизировались, мебель, разваливавшуюся на глазах, нас заставили выкупить, -- рассказывает моя собеседница. -- Но главное -- из «общежитского» житья-бытья не ушла открытость общения. Знаете, нынче во многих домах (особенно новых) соседи друг с другом порою даже не знакомы. Как на Западе! Поэтому когда однажды у меня закончилось подсолнечное масло и я позвонила в дверь к соседям с просьбой его занять до вечера, они были, подозреваю, в шоке. Тем более, что оказались людьми не из политической тусовки.
А сколько всего было!
-- Все, как у всех, -- рассказывает Александра Кужель. -- Захлопнулась дверь -- к соседям, забудешь ключи -- к ним же.
Или, к примеру, во всем доме 31 декабря прошлого года на полтора часа пропал свет! Все «нардепы» и «ненардепы» собрались внизу в холле, стали искать причину. Ведь встречать Новый год в потемках -- радости никакой. К тому же плиты у нас в доме электрические. В одночасье все вариться перестало
-- А помнишь, Шура, как меня несколько лет назад накануне Нового года затопило? -- включается в разговор вернувшаяся из парламента Екатерина Ващук. -- Это же кошмар! Ночью просыпаюсь от шума воды. Неужели, думаю, ливень такой? Опускаю ноги в тапочки, а под ногами кипяток. Включаю свет -- батюшки! Все плавает -- тапочки, коврики Оказывается, трубу прорвало. А я же только ремонт сделала! Обжигая ноги -- в коридор! А там вода выше щиколотки! До утра вычерпывала! Но больше всего я переживала о том, что подо мной живут сотрудники какого-то посольства. Международный скандал может случиться! (шутит Екатерина Тимофеевна). И еще, знаете, что я подумала: как хорошо жить в селе -- с той точки зрения, что ни ты никого не зальешь, ни тебя никто!
-- А как вы с Валей Гошовской (ныне заместитель министра обороны. -- Авт. ) на ощупь по заснеженным балконам добирались домой! -- вспоминает Александра Кужель.
-- Да, было дело, -- улыбается Екатерина Тимофеевна. -- И тоже, кстати, незадолго до Нового года. Мы с Валентиной в тот вечер засиделись на работе, пришли домой около двух часов ночи, а нам с порога консьерж: «Дiвчата, я вас обрадую: лiфт не працює!» И мы, уставшие, измученные стали подниматься. Валя на 9-й, а я на 13-й этаж. Света нет. На балконах, куда ведет лестница каждого этажа, -- по колено снега. А жили бы в селе -- давно были бы дома!
Среди соседей -- и лидер Коммунистической партии Украины Петр Симоненко. Дочь Екатерины Ващук -- Татьяна -- его невестка. Правда, дома нам его застать не удалось.
-- Екатерина Тимофеевна, у вас ведь с Петром Николаевичем общий внучек Володя!
-- Да, ему четыре года. Он у нас заядлый автомобилист. Для него нет подарка лучше, чем машинка!
-- Как Володя реагирует на дедушку и бабушку, видя их по телевизору? Да еще и в разных фракциях
-- К фракциям он пока равнодушен. Что же касается экрана, недавно вслух спросил: «Бабцю, де ти була?» -- «На роботi!» -- отвечаю. «На роботi? Дивно. Дiда Петю я бачив, що вiн на роботi. А де ти була?» Теперь придется просить операторов, чтобы меня «для отчетности внуку» снимали чаще.
Дети Симоненко и Ващук познакомились, когда родители взяли их с собой отдыхать в санаторий, там и подружились
Муж Екатерины Тимофеевны в Киев так и не переехал. Врач скорой помощи в районной больнице на Волыни, он без своей работы ни дня не может. К тому же в Киеве, по его меркам, не тот воздух, не та природа Чаще Екатерина Тимофеевна к нему приезжает. На Волыни живет и ее старший сын Виктор с женой и детьми.
-- Муж не боится, что вас какой-нибудь парламентарий «украдет»? -- спрашиваю.
-- Что вы! Мы с Виктором знаем друг друга и доверяем. Хотя недавно был такой случай. Приезжаю домой (домом Екатерина Ващук называет свой волынский дом. -- Авт. ), а мне одна знакомая говорит: «Катя, мы тут тебя ждем-не дождемся, переживаем. «Она» мало того, что в доме у тебя там хозяйничала, так и на рынок с твоим Виктором не постеснялась прийти». «Кто она?» -- спрашиваю. -- И вдруг меня осеняет: это ж Наталья, двоюродная сестра Виктора. Я и говорю: «Дiвчата, не хвилюйтесь. Все в порядку!»
Хотя Екатерина Тимофеевна признается, что здесь, в Киеве, ей одиноко. На 13-м этаже она чувствует себя, словно в скворечнике.
-- Тут-то и спасают соседи, -- говорит. -- Часто захожу к сватам почаевничать. Они хорошие простые люди. Кстати, среди депутатов Петр Николаевич -- наверное, единственный, кто до сих пор не поменял старую казенную мебель на более современную. То к Саше зайду, то к Нине Карпачевой -- она непременно из Крыма привозит мне сладкий ялтинский лучок.
С Александрой Владимировной Екатерина Тимофеевна -- подруги. Они в бассейн вместе ходят, на массаж. А дома вечером накладывают косметические маски.
-- Это все благодаря Саше, -- говорит Екатерина Ващук. -- Ее энергии я поражаюсь! И тому, как она умеет организовать жизнь. Судите сами: когда она смотрит телевизор, непременно делает солевые ванночки дня ногтей. Кажется, это несложно. Но как-то всегда об этом забываешь. А она в этом плане молодец!
Соседки хвастаются друг перед другом обновками. Подруга всегда подскажет, с какой брошью платье надеть, как лучше завязать шарф
Иногда «по-студенчески» даже могут обменяться вещами. Как все женщины, любят посудачить о моде, покупках, мужьях и детях.
-- Хотя когда начинаем говорить о политике, нас не остановить, -- улыбается Александра Кужель.
-- Я ей про село, а она мне -- про малый бизнес! -- говорит Екатерина Ващук.
Возможно, кто-то их не любит, кто-то им завидует.
-- Вот одно из последних событий в нашем доме! -- рассказывает Александра Владимировна. -- Жена одного депутата вынесла в картонной коробке из-под телевизора увядшие розы, которые ей подарили на именины. Утром вышла -- цветы по всему двору. А коробки и след простыл. Она как воспитанный человек давай их собирать -- ее же розы! Проходящий мимо мужчина не сдержал эмоций: «Если в этом доме дворники в норковых шубах убирают, можно представить, кто тут живет!»
-- А мы и не живем здесь -- скорее ночуем, -- улыбается Екатерина Тимофеевна. -- Рано уезжаем, поздно приезжаем. Бывает, и хлеба в доме нет -- когда в парламенте заканчиваются дебаты, уже и большинство магазинов закрыто. А домашние нас чаще видят по телевизору, нежели дома, хотя и болеют за нас и наши дела.
Новогодние праздники Екатерина Тимофеевна собирается встретить с семьей в родном городке Берестечко. Киевскую же квартиру она украсит еловой веточкой, а у себя дома на Волыни поставит елку и непременно украсит конфетами, как было в детстве ее детей и собственном. Александра Кужель собирается встречать Новый год дома. Маленькую елочку она украсит мягкими игрушками -- персонажами сказки «Снежная королева» -- и накроет для внучек сказочный стол. А еще непременно поздравит с Новым годом соседей.