Происшествия

Несмотря на перенесенный в молодые годы полиомиелит, президент сша франклин рузвельт лихо гонял на лимузине короля гангстеров аль капоне и однажды даже спас черчилля от автокатастрофы

0:00 — 16 января 2003 eye 1375

Автомобильные пристрастия Франклина Делано, 70 лет назад победившего на президентских выборах в Соединенных Штатах, открыли эру заказных президентских автомобилей

Франклин Делано Рузвельт -- президент США с 1933 по 1945 годы -- был не только выдающимся политиком и демократом, но и страстным любителем автомобилей. Несмотря на то, что после тяжелой болезни у него отнялись ноги, Рузвельт в 1928 году, тогда губернатор Нью-Йорка, приобрел один из первых родстеров «Форд А» для повседневного пользования. Политик быстро научился ездить на этой недорогой и удобной машине с ручным управлением. И впоследствии будущий президент оставался неизменным почитателем автомобилей марки «Форд».

Имиджмейкеры заявили, что использование автомобиля короля американской преступности может повредить репутации президента-демократа

Приобретение Рузвельтом такой неприхотливой модели было еще и хорошим политическим ходом: автомобиля, дешевле 4-цилиндрового «Форда» (кстати, послужившего прототипом нашего «ГАЗа»), в США не было. Франклин научил свою супругу Элеонор управлять этим несложным 40-сильным экипажем. С тех пор семейство не представляло себя без автомобиля. Для официальных поездок во время избирательной кампании в 1932 году Рузвельт заказал величественный и сверхмощный фаэтон «Паккард Твелв 906», благодаря его открытому кузову можно было лицезреть претендента на президентское кресло. На инаугурацию в Белый Дом «новоиспеченный» президент США отправился в том же темно-синем «Паккарде» с 160-сильным, 12-цилиндровым мотором. Этот сверхроскошный и очень дорогой автомобиль (он стоил 6503 долларов, а цена рузвельтовского «Форда» -- лишь 450) стал символом возрождения экономики США после Великой депрессии, ведь им пользовался человек, выведший Штаты из кризиса.

Охрана хозяина Белого Дома поначалу была немногочисленной: кроме нескольких полицейских мотоциклов «Харлей-Дэвидсон», сопровождавших главное авто страны, двое дюжих телохранителей ехали на широких подножках президентского «Паккарда», а еще двое бежали следом, благо, скорость машины при публичных выездах была небольшой.

Однако после отмены Рузвельтом в мае 1934 года «сухого закона», многие торговцы спиртным, оставшиеся без своего нелегального бизнеса, мечтали поквитаться с президентом-демократом. Так, во время визита в Чикаго это почти удалось бывшему бутлегеру Джузеппе Зангаро. Дело в том, что, ослепленный блеском ветровых стекол, Зангаро не совсем точно выстрелил и убил местного губернатора. После покушения, пока не был изготовлен специальный бронированный лимузин, президента пересадили в серый «Кадиллак 341» с кузовом седан, недавно конфискованный у севшего в тюрьму за уклонение от налогов короля чикагской мафии Аль Капоне. Машина очень напоминала полицейский автомобиль из местного отдела расследования убийств, а для пущей важности была оснащена полицейской сиреной. Но она имела и «специфические» отличия: бронированный кузов с плитой, предохраняющей мотор снизу, полуторадюймовые оконные стекла с открывающимся задним окошком, чтобы легче отстреливаться. Этот 4,5-тонный седан выпуска 1929 года был оснащен специальным V-образным, 8-цилиндровым мотором, способным оторваться от любой погони. Таким образом, демократ Рузвельт из открытого «Паккарда» пересел в безопасный, но обладавший «подмоченной» репутацией «Кадиллак». Имиджмейкеры заявили, что использование автомобиля короля американской преступности может повредить репутации президента. И серый «Кадиллак» перекочевал в охрану. Сегодня от стоит на хранении в музее автознаменитостей в Неваде.

Рузвельту пришлось ездить в бронированном «Линкольне КБ» с 12-цилиндровым мотором и невыразительным кузовом, утешая себя мыслью, что с 1922 года компания «Линкольн» принадлежала империи его любимого Генри Форда. Когда позволяла обстановка, Рузвельт изредка все-таки садился в свой старый добрый «Паккард». Для нужд Белого Дома он заказал небольшую партию закрытых и открытых «Паккард Твелв» с разными кузовами и длинной базы. Один бронированный лимузин 1935 года Рузвельт даже подарил своему коллеге из далекой Москвы -- Иосифу Сталину.

Президент оставался откровенным «фордистом», в отличие от супруги Элеонор (которую называли «совестью президента»), приобретшей в 1933 году стильный, 6-цилиндровый кабриолет «Де Сото» за 845 долларов. Покупка этого недорогого элегантного автомобиля, созданного извечным конкурентом «Форда» концерном «Крайслер», напрочь отмела слух о сговоре президента с Фордом.

Франклин Рузвельт со временем понял, что его «Форд А» уже морально устарел. Поэтому в 1938 году он приобретает за 820 долларов новый пятиместный открытый «Форд-V8 де Люкс» с V-образным, 85-сильным, 8-цилиндровым мотором. Общаться с журналистами президент предпочитал не из инвалидного кресла, а сидя в салоне обтекаемого, современного автомобиля (к тому же из-за работы включенного мотора можно было не расслышать нежелательный вопрос).

Именно на этом «Форде» чета Рузвельтов повезла прибывших в США английского монарха Георга VI с супругой Елизаветой на загородный неофициальный пикник.

Несмотря ни на что, президент всю жизнь отдавал предпочтение автомобилям марки «Форд». Подтверждением тому служит главный и самый шикарный автомобиль президентского гаража.

Роскошный «Линкольн» Рузвельта, названный «Солнечным бегемотом», стал символом антигитлеровской коалиции

В 1939 году для Рузвельта был заказан главный президентский автомобиль марки «Линкольн», оснащенный 12-цилиндровым 150-сильным мотором. Дизайн огромному 8-местному кабриолету разработала фирма «Бранн энд компани» из Баффало. По требованию охраны был сделан механизм, позволяющий нажатием кнопки с водительского места поднять или опустить пуленепробиваемые стекла вдоль всего кузова. Такая предосторожность была неслучайной, все хорошо помнили выстрелы Зангаро.

1 декабря 1939 года новый президентский «Линкольн-Саншайн Спэшел» (»саншайн» в переводе -- солнечный свет) был передан Белому Дому. Из-за того, что Рузвельт не захотел дать за него символический доллар, пришлось заплатить полную стоимость в 8349 баксов. Тогда же для охраны приобрели два специальных бронированных фаэтона «Кадиллак 75». Эти длиннобазные, открытые, 8-цилиндровые машины с бронезащитой, радиостанцией двухсторонней связи, противотуманными фарами и форсированными до 135 сил моторами получили собственные имена: «Куин Мэри» и «Куин Элизабет», в честь самых больших американских крейсеров. Они служили в президентской охране до 1955 года.

Любовь президента США к вождению чуть не изменила мировую историю. Хозяин Белого Дома однажды вез в машине гостившего у него премьер-министра Великобритании Черчилля. Автомобиль занесло на скользкой дороге, и он едва не врезался в дерево. Лишь твердая рука и самообладание Рузвельта помогли именитым водителю и пассажиру избежать катастрофы. Гитлер и Сталин по-разному оценили сей дорожный инцидент, но оба сочли такое поведение американского коллеги безрассудством.

В 1941 году США вступили во Вторую мировую войну. Из-за возможных авианалетов служба безопасности Белого Дома потребовала усилить защиту «Линкольн-Саншайн Спэшел». За реконструкцию взялось главное отделение концерна «Форд Мотор компани» -- фирма «Линкольн». За 30 000 долларов специалисты бронировали кузов и стекла, поставили пуленепробиваемые диски, многокамерные покрышки на колеса, установили двухстороннюю радиостанцию, увеличили подножки для охраны и специальные контейнеры для автоматического оружия. Автомобиль стал весить 4,2 тонны, но и это не мешало мощному мотору разгонять его до 160 км/час. Самый огромный и роскошный «Линкольн» стал причиной беззлобных шуток прессы. Журналисты его называли «Солнечным бегемотом» за открытый верх и «изящные» формы. Но этот автомобиль для многих стал символом антигитлеровской коалиции и истинной демократии. Ведь именно этой машиной черного цвета с коричневым кожаным салоном Рузвельт пользовался на конференциях в Касабланке, Тегеране, Ялте.

Оставленные после Ялтинской конференции 1945 года 20 «Шевроле» служили в фельдъегерской службе Кремля и МГБ

Когда в 1945 году Рузвельт, Сталин и Черчилль собирались для раздела Европы в Ялту, охрана президента США задумалась о транспортном обеспечении. Решили везти «Бегемота» и обе «Королевы», а для сопровождающих лиц и дополнительной охраны приобрели 20 автомобилей «Шевроле Мастер де Люкс» 1942 года. Эти просторные, обтекаемые седаны с 6-цилиндровыми моторами, стоимостью 840 долларов, позже попали во все посольства и получили полуофициальное прозвище «Шевроле Дипломат».

Передвижение в Крыму осуществлялось небольшими колоннами по несколько автомобилей. Впереди ехали три мотоцикла с зоркими ребятами из СМЕРШа, а сзади -- грузовик «Студебекер» со взводом автоматчиков. По пути следования вдоль дороги от аэродрома Саки до Ливадийского дворца на расстоянии 10 метров стояли сотрудники милиции. Сталин умел проводить мероприятия.

В знак благодарности, президент США распорядился оставить после Ялтинской конференции 20 «Шевроле» Советскому Союзу. Эти машины еще долго служили в фельдъегерской службе Кремля и МГБ.

После смерти Рузвельта в апреле 1945 года на его «Линкольне» ездил Трумэн. И лишь в 1950 году, пробежав 88 000 километров, автомобиль ушел на покой в музей Генри Форда. Одна из «Королев» осела в Брюссельском автомобильном музее.

А что же «Совесть президента»? При жизни мужа Элеонор пользовалась стареньким «Де Сото», а позже в 1948 году пересела в скромный итальянский «ФИАТ 1100БЛ». Такой странный, на первый взгляд, выбор объясняется тем, что президентский сын был дистрибьютором «ФИАТ» в США, а дареному коню, как известно, в зубы не смотрят.