Спорт

За несколько лет до смерти игорь турчин сказал своим друзьям александру гомельскому и зурабу хромаеву: «у меня такое чувство, что я умру в гандбольном зале»

0:00 — 23 ноября 2002 eye 1894

Слова великого тренера, которому на днях исполнилось бы 66 лет, оказались пророческими…

Игорь Турчин — человек, с именем которого ассоциируется отечественный женский гандбол. Во многом благодаря его тренерской гениальности сборная СССР побеждала на двух Олимпиадах, первенствовала на двух чемпионатах мира. Созданный Игорем Евдокимовичем киевский «Спартак» 13 раз выигрывал Кубок европейских чемпионов, 20 раз становился чемпионом Союза. За эти достижения название команды было занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Турчин был максималистом во всем. Без исключения. Может быть, поэтому он и выбрал в жены свою самую лучшую воспитанницу и подопечную. Зинаиду Турчину Международная федерация гандбола признала лучшей гандболисткой XX века. Зинаида Михайловна ныне продолжает дело своего супруга. Наш разговор с выдающейся гандболисткой современности о великом тренере, любящем муже и отце состоялся в скромном, но весьма уютном офисе легендарного киевского «Спартака», президентом которого ныне является Зинаида Турчина.

«Игорь часто приходит ко мне во сне»

-- Вот уже девять лет, как Игоря Евдокимовича нет с нами, а такое ощущение, что еще вчера он стоял на своем привычном месте у кромки гандбольной площадки, — говорит Зинаида Михайловна Турчина.  — Игорь часто приходит ко мне во сне. В последний раз мы ездили с ним на базу «Спартака», что на 19-м километре Житомирского шоссе. При жизни Игорь всегда следил за своей формой. Вот и во сне он говорит мне: «Ты подожди, я пробегу несколько кружочков и мы поедем домой». А я сижу и смотрю — он то появится среди деревьев, то снова исчезнет…

Это был чрезвычайно талантливый человек. Могу вас заверить, что если бы он не увлекся гандболом, то обязательно стал бы столь же известным в другой сфере. Он ведь после окончания Каменец-Подольского педагогического института получил специальность тренера по баскетболу. По распределению попал в Киев. И надо же, в детской спортивной школе N2, куда его направили, не было баскетбольной секции. Игорю поручили заниматься гандболом и настольным теннисом. Кстати, один из его учеников стал чемпионом Украины по настольному теннису. Но всего себя Игорь Евдокимович, конечно же, отдавал гандболу. Он набрал группу девочек и посвящал работе с нами все свое рабочее и свободное время. Помимо тренировок, Игорь Евдокимович помогал своим подопечным решать математические задачи, писать сочинения, рисовать. Скорпион по гороскопу, он был необыкновенным чистюлей и своих воспитанников приучал к опрятности. У нас всегда были белоснежная выглаженная игровая форма, красивые прически. Другие тренеры его не раз спрашивали: «Ты что, в команду девочек по красоте отбираешь?»

-- Говорят, когда кто-то из гандболисток пропускал тренировки, Турчин шел прямо к родителям своих воспитанниц…

-- Так и было! Знаете, девочки есть девочки, иногда находили причины, чтобы просачковать занятия. Турчин считал, что лучше чем родители, на ребенка никто повлиять не может. Вот и ходил в гости. А за Таней Макарец, приехавшей в Киев из Овидиополя, он не один раз ездил в Одесскую область. Как долго ему приходилось уговаривать, сколько было выпито домашнего вина! Приходил Игорь Евдокимович и к моим родителям. Брал с собой традиционную «чекушечку» и за обеденным столом так как-то, между прочим, говорил отцу: «Михаил Федорович, а вы знаете, что Зина на тренировки не ходит?» Папа тут же подзывал меня и строго приказывал: «Чтобы завтра была на тренировке!»

«Свадьбу сыграли в ленинской комнате»

-- Это правда, что в Турчина была влюблена вся команда?

-- Честно говоря, да. Наставник же ко всем относился одинаково. Это потом, где-то через год после свадьбы, Игорь признался мне: «Знаешь, в один из зимних вечеров ты пришла на тренировку такая румяная, в шубе, платке. Я посмотрел на тебя, а ты такая — глаз не оторвать! И тогда я решил — это моя судьба». Ухаживаний как таковых не было, и вдруг в мой день рождения, 17 мая, в Кишиневе возле гостиницы, где мы жили, Игорь Евдокимович делает мне предложение. Для меня это было полной неожиданностью. Я только школу заканчивала, а жених на 10 лет старше! Но ничего, родители призадумались, но все-таки дали добро. Свадьбу сыграли в августе 1965 года. Все было очень скромно. Мое выпускное платье стало свадебным. Праздновали в ленинской комнате дома, в котором я тогда жила. Гуляли три дня, гостей было очень много: родственники, вся команда. На четвертый день мы уехали на соревнования.

-- А как отнеслись к вашему браку подруги по команде?

-- Ужасно! Девчонки так и заявили: «Ты отобрала у нас тренера». Со мной почти не разговаривали, а на тренировках и соревнованиях меня словно не замечали. Никто не отдавал мяч, а ведь я была разыгрывающей, и вся игра строилась через меня. Я очень переживала, ревела, уткнувшись в подушку. Игорь, конечно, стал на мою защиту, но это не очень-то помогло. Все утряслось лишь когда девочки повзрослели и у них появились женихи.

-- В чем, по-вашему, секрет тренерского успеха Игоря Турчина?

-- Прежде всего, в четкой игровой дисциплине. Да, тренер был чрезвычайно строг, мог и накричать. Но ведь это приносило результат, да еще какой. Однажды Турчин провел эксперимент. В одном из товарищеских матчей он сел в сторонке и не делал ни замечаний, ни подсказок. Мы же, привыкшие к ежовым рукавицам, получив полную свободу действий, растерялись. В результате проиграли. Основой тренерской методики Турчина было всестороннее развитие спортсменок. На тренировках мы играли в баскетбол, волейбол, настольный теннис, даже в хоккей на траве. Занимались гимнастикой, акробатикой, легкой атлетикой, плаванием. Мы никогда не знали, что предложит нам наставник на следующей тренировке.

-- Как вам удалось в таком жестком графике игр родить двоих детей?

-- Дочь родилась, как мы и запланировали, в 1971 году. И, представляете, через два месяца после родов я уже играла в финале Кубка чемпионов! И тогда как-то особо не задумывалась, чего это мне может стоить. Уговорила тренера-супруга выпустить меня на пару минуток. Считаю, что помогла своей команде одержать победу над традиционно неуступчивыми венгерками. В 1982 году на втором месяце беременности я поехала на чемпионат мира в Венгрию. Мы договорились с Игорем, что если выиграем первенство, то я буду рожать, если нет… К счастью, мы досрочно выиграли тот чемпионат. В мае родился сын. Мы не спорили с Игорем, как назвать детей. Он, как всегда, полагался на мой вкус, и я нарекла дочку и сына в честь своих родителей — Наташей и Мишей. Собственно говоря, именно мои родители и занимались воспитанием наших детей. Мы ведь полностью были заняты гандболом и очень редко бывали дома.

Но для работы по дому Игорь всегда находил время. Уборкой квартиры занимался только он. Раз в неделю муж говорил мне: «Зинуля, ты пока приготовь покушать, а я пойду поубираю». И наводил идеальную чистоту.

-- Какие блюда предпочитал Игорь Евдокимович?

-- У него не было каких-либо особо любимых блюд. Главное, чтобы вкусно. Так и в одежде. Предпочитал иметь мало вещей, но чтобы обязательно красивые и качественные. Он заботился, чтобы все хорошо одевались. Договорился, чтобы не только команда, но и родственники игроков отоваривались в специальных магазинах, где можно было купить отличные вещи из Англии, Германии, Австрии, настоящую французскую косметику.

-- Как вы отмечали победы, праздники?

-- У нас команда была как одна большая семья. Все праздники мы проводили вместе. Турчин умел всех развеселить, всегда был душой компании. Однажды на праздновании Нового года Игорь вместе с массажистом и водителем подарили нам «танец маленьких лебедей». На них тогда были лишь короткие балетные юбки, да белые носки. Это было настоящее шоу! К сожалению, отпраздновать вместе нашу первую победу на Олимпиаде не удалось. После монреальского финала у Игоря прихватило сердце. В 1975-м у него было предынфарктное состояние, и сердце частенько потом давало о себе знать.

-- С кем дружил Турчин?

-- Вокруг него всегда было много людей, с которыми он поддерживал теплые отношения. В основном это были известные в спортивном мире люди. Как-то раз, за несколько лет до смерти, Игорь сказал своим друзьям-баскетболистам Александру Гомельскому и Зурабу Хромаеву: «У меня такое чувство, что я умру в гандбольном зале».

«В Киеве мы не смогли найти 25 тысяч долларов, необходимые для операции на сердце»

-- Расскажите о норвежском периоде жизни Игоря Евдокимовича.

-- В начале 90-х врачи решили, что Игорю нужна операция. В Киеве мы не смогли найти необходимые для операции 25 тысяч долларов. Тогда-то и возник вариант с норвежцами. Президент клуба «Филхаммер» взял все расходы на себя. Взамен Игорь должен был отработать в Скандинавии восемь месяцев. Игорь Евдокимович за короткое время обучил и гандболисток, и местных тренеров. На тренировки Турчина люди приходили, как на спектакль. Во многом благодаря ему в Норвегии начался настоящий гандбольный бум. И не удивительно, что сейчас клубы и сборная этой страны, ранее не добивавшаяся особых успехов, входят в элиту мирового гандбола. Игорю предлагали остаться, но он был настоящим патриотом и просто не мог так долго находиться за границей. Он рвался в Украину, к своему любимому «Спартаку». А в начале 90-х в «Спартаке» многое изменилось. Начались проблемы с финансированием. Иногда ночью Игорь просыпался с вопросом: «Зина, где же взять деньги, как удержать девочек?»

-- Правда, что перед роковым матчем в Румынии у Турчина закончились лекарства?

-- Да. Два года Игорь уже не мог без них обходиться и никуда не ездил без своей аптечки. Но накануне ответного матча Кубка Европейской гандбольной федерации в Бухаресте с местным «Рапидом» препараты закончились. После Румынии Турчин планировал отправиться в Норвегию, чтобы пополнить аптечку и пройти медосмотр. Были школьные каникулы, поэтому я осталось дома с Мишей. Когда Игорь уезжал, я заметила какую-то особую тревогу и грусть в его глазах. Тем не менее муж попросил, чтобы я закупила продукты — приближался его день рождения.

За матчем я наблюдала по телевизору и сразу заметила, что Игорь не такой, как обычно, пассивный какой-то. После первого тайма он пошел в раздевалку. Сделал своим подопечным замечания, рассказал, как нужно дальше играть. А через несколько минут спартаковки услышали последние слова своего наставника: «Девчонки, я умираю»…

P. S. 19 ноября в Киеве на улице Лютеранской, 15, у дверей дома, где Игорь Турчин прожил свои последние годы, к 66-летию великого тренера и 40-летию «Спартака» была установлена мемориальная доска. 28--30 ноября в столице пройдет традиционный турнир Кубок Турчина, в котором примут участие национальные сборные Украины, России, Венгрии и Франции.