Происшествия

Ради тренировки по выживанию экипаж казацкой чайки «богун» варил уху на… Морской воде

0:00 — 1 октября 2002 eye 417

В плавании на копии средневекового корабля люди сутками боролись со штормами в вымокшей до нитки одежде, но никто даже насморк не подхватил

В жаркий солнечный день в середине июля, когда копия средневекового корабля запорожцев -- чайка -- стартовала с речного вокзала в Киеве, никто не мог предположить, что почти все 2000 километров пути на Кубань будут проходить в условиях штормов. Световой день экипаж налегал на огромные весла, ночевал зачастую при сильной качке на палубе в напрочь промокших спальных мешках, а уже в пять утра, перекусив бутербродами, вновь брался за весла. Из 47 дней плавания хорошая погода стояла лишь четверо суток. Плавание посвящалось 210 годовщине переселения черноморских казаков на Кубань.

По нужде ходили с помощью двух человек и веревки

Экспедицию чайки «Богун» встречали в середине сентября на речном вокзале в Киеве под звуки оркестра с шампанским и букетами цветов. Экипаж -- 15 человек -- был до того уставшим, что на интервью и пресс-конференцию не было сил. Поэтому с капитаном и организатором плавания Сергеем Вороновым мы смогли обстоятельно побеседовать лишь пару дней назад.

-- В Киев мы пришли после остановки возле Канева, где десять дней ремонтировали корабль -- вид у него после пережитых штормов был непрезентабельный: флаги разорваны в клочья, многие надписи стерлись, мачта -- в аварийном состоянии, в борту вмятина…, -- рассказывает Сергей Воронов. Возглавляемая им Лаборатория исторических исследований построила уже три копии старинных кораблей. -- Невзгоды начались вскоре после выхода в плавание -- возле Черкасс в Каховском водохранилище мы попали в жуткий шторм. На этом участке пути к нам намеревалась присоединиться Руслана Писанка. Эксперимент назывался так: «Действительно ли присутствие женщины на корабле приносит несчастье?» Хорошо, что Руслана не смогла пойти с нами, иначе вину за непогоду, наверняка, возложили бы на нее.

Непогода сильно усложняла самые простые вещи, скажем, сделать бутерброды в шторм становилось проблемой -- ломтики хлеба и колбасы порой летали по всей палубе. А о том, чтобы приготовить горячую пищу, можно было только мечтать.

В шторм даже нужду справить без помощи товарищей не удавалось, Туалетов на чайке не предусматривалось, и естественные надобности справлялись за борт. Но как это сделать при неимоверной качке? Мой экипаж уже знает ответ -- два человека должны удерживать тебя на веревке, чтобы ты не свалился за борт.

В Херсоне нам сообщили, что на юг Украины надвигается циклон, затопивший половину Европы. А нам-то предстояло выходить в Черное море. К тому же, ожидавшая нас в Херсоне еще одна копия чайки не могла присоединиться к экспедиции -- не прибыл российский экипаж. Кстати, на острове Хортица возле Запорожья, где нашли и подняли со дна настоящую казацкую чайку, мы узнали, что туристы умудрились унести на сувениры почти все металлические части средневекового корабля. Он продолжает стоять под открытым небом и не охраняется…

К сожалению, прогноз сбылся на все сто -- море штормило постоянно. От брызг, дождя парус и веревки становились тяжелее как минимум вдвое. Когда нужно было срочно убрать парус -- при перемене ветра или усилении шторма -- ребята стирали руки в кровь о мокрые веревки. А ведь сразу после этого следовало браться за весла… В особо сложных ситуациях отпускали крепление мачты, и она валилась на палубу. Это позволяло убрать парус практически мгновенно.

Ночевать мы старались на берегу, но в шторм добраться до него было невозможно. Вот и укладывались на палубе, даже когда шел дождь. За пару часов спальники промокали до нитки. Так что полноценного сна не получалось. И это при том, что в пять утра нужно было вновь отправляться в путь.

А в Тендеровском заливе нам пришлось из-за шторма посадить корабль на мель и по-бурлацки тянуть его по бесконечным отмелям к промоине, через которую можно выйти в открытое море. Чтобы преодолеть необходимые 10 километров, судно тащили целый день. И все это по колено, а то и по пояс в воде. Вымотались ужасно и решили устроить передышку, тем более, что шторм продолжался.

Тут-то нам пришла идея провести эксперимент по выживанию: решили день поесть уху, сваренную на морской воде. Блюдо получилось из разряда тех, что, если «прижмет», то есть можно. Жидкость имела примерно такой вкус, как будто ее сильно пересолили, а рыба получилась вполне съедобной. Я заставлял себя съесть миску ухи полностью, но, как ни удивительно, жажды после нее не было.

Даже в самый сильный шторм чайку не заливало водой

-- Мы постоянно сталкивались с тем, что карты, составленные в советские годы, устарели: некоторых существовавших еще недавно географических реалий уже нет, а новые -- не обозначены. Причина тому море, волны которого постоянно «вносят коррективы» в рельеф дна и побережья, -- продолжает Сергей Воронов. -- Мы налетели на не обозначенное на карте подводное препятствие и чуть было не получили пробоину. А наибольший сюрприз преподнес остров Джералгач напротив Скадовска. Каждый школьник знает, что Джералгач отделен от материка проливом. Нокогда мы попытались укрыться в этом проливе от шторма, оказалось, что он уже не существует: с западной стороны море намыло косу. Вот нам и пришлось по бушующему морю прорываться в обход бывшего острова.

А на следующее утро произошло трагикомическое происшествие: просыпаюсь я в четыре утра, запрашиваю по рации погоду у пограничников. Мне читают: ветер 5--10 метров в секунду, высота волны -- до метра. Ну, думаю, наконец-то погода стала улучшаться. Через час мы отправились в путь. А вскоре рация случайно поймала переговоры капитанов двух судов. Они договаривались вечером пропустить по рюмке, а затем один и говорит: «Ты знаешь, что Надежда вместо сегодняшнего прогноза завтрашний передала, а сегодня ожидается ураганный ветер… » Мы помчались к берегу, но было уже поздно -- разбушевался сильнейший 5--6-балльный шторм. При таком волнении моря нам запрещено двигаться, пришлось бросить якорь. До берега было километров восемь. До самого вечера мы переживали бесконечный аттракцион «Американские горки» -- корабль поднимало на волнах высотой в 2--3-этажный дом и бросало вниз. Этот случай позволил оценить, какое огромное значение имеют связки камыша, которые казаки привязывали вдоль бортов чайки. Мы полагали, что они служили защитой от вражеских пуль и стрел, но оказалось, что связки являются также преградой для волн -- чайку, несмотря на высоченные волны, практически не заливало водой. Экстремальная ситуация мобилизовала силы организма, нас не укачало, хотя болтанка была сильнейшей. Удивительно также, что когда через несколько дней начались проливные дожди и мы мокли целыми сутками, никто даже насморк не подхватил. А вот в Киеве пять членов экипажа уже простудились.

«Кубанские казаки подарили нам живого кабанчика»

-- Когда мы добрались до Ялты, -- продолжает Сергей Воронов, -- зарядили дожди и еще более сильные штормы. А нам-то следовало поспеть в станицу Тамань к 24 августа на торжества по случаю 210 годовщины переселения черноморских казаков на Кубань. У нас было приветственное письмо правительства Украины, доставить которое в срок мы считали делом чести. Вот и пришлось прибегнуть к нестандартному ходу: перевезти чайку в Керчь на трейлере.

Но оказалось, что транспортировать чайку по Ялте непросто -- она могла задеть троллейбусные провода. Впрочем, выход мы нашли: один человек взобрался на корабль и шваброй приподнимал провода, другой шел перед трейлером и с криками «Историческая экспедиция» заставлял автомобили уступить дорогу.

В Керчи мы узнали, что стихия стала причиной гибели большого количества людей в Новороссийске. А флот Керчи, несмотря на сильнейший шторм и ливень, брошен на эвакуацию санаториев, расположенных на островах.

Через пару дней мы добрались до цели своего путешествия, в станицу Тамань, на пароме, связывающем украинский и российский берега Керченского пролива.

-- В походе вы планировали готовить средневековые блюда и даже включили в состав экипажа коллекционера старинных рецептов киевлянина Владимира Костенка. Удалось ли выполнить эту задумку?

-- Пока шли по Днепру, Костенок вместе с корабельным коком Александром Рыбаком, поваром одного из элитных киевских ресторанов, готовили нам редчайшие ныне блюда: «мудрый борщ» без картофеля и помидоров, который по вкусу вовсе не похож на современные борщи, и «хмельного барашка». Для того чтобы его замариновать, понадобилось девять бутылок пива. Идею использовать напиток в качестве маринада восприняли не все, было много охов и вздохов. В бортовом журнале сделал шуточную запись: «Кока от расправы удалось спасти». Однако изысканные кушанья готовились только по случаю приходов в большие города. В остальные дни ели блюда из сала, картошки и вермишели. Но никто не жаловался -- повар умудрялся делать такие вкусные приправы, что самая обыденная пища таяла во рту.

-- Как вас встретили кубанские казаки?

-- В госадминистрации Краснодарского края были поражены тому, как мы сумели приехать. Я тогда рассказал кубанцам, что трижды был готов прервать плавание. В Краснодарском крае стихия также натворила бед, но праздник не отменили. Прошли строем в форме представители всех казачьих войск России. На митинге я зачитал приветствие нашего правительства, составленное на русском языке, но поскольку оказалось, что станичники разговаривают на украинском, добавил от себя теплые слова «рiдною мовою». И тут не сцену вынесли клетку, в которой хрюкал кабанчик. Оказалось, что это подарок нашей экспедиции. Ребята сразу прозвали его «Шашлыком» и даже сфотографировались с поросенком.

Собрались уходить, но нас догнал запыхавшийся человек, с виду чиновник: «А куда это вы животину понесли? -- спрашивает. -- Она у нас на балансе, так что вам придется ее вернуть».