АДРЕНАЛИН ДЛЯ «БАБЫ МАНИ»
Вот уже целую пятилетку едва проснувшихся жителей Украины атакуют рьяные распространители популярной в массах ежедневной газеты «ФАКТЫ и комментарии». Да люди и сами знают -- тут все «сенсации и скандалы в одной газете», самые громкие события вчерашнего дня, горячие вопросы дня сегодняшнего. Как удается поддерживать интерес к изданию, как построена его работа -- обо всем этом мы беседуем с бессменным главным редактором «ФАКТОВ» со дня их основания -- Александром Швецом.
-- Александр Ефимович, позвольте поздравить вас с 5-летним юбилеем вашего издания, что по меркам нашего времени срок немалый. Ведь даже легендарный главный редактор московской «Общей газеты» Егор Яковлев был вынужден намедни прекратить ее выпуск ввиду отсутствия денежных средств.
Успех вашего проекта несомненен, и если вы готовы поделится его формулой, то мой первый вопрос касается названия. Вы издавали «Киевские Ведомости», «Всеукраинские Ведомости» и вот теперь -- «ФАКТЫ и комментарии». Что стоит за очевидным отказом от первоначального глобализма?
-- Чтобы создать мощный проект массовой газеты, пришлось пройти через целый ряд изданий -- полуаналитических, спортивных, криминальных и откровенно желтых, в результате чего и возникло понимание концепции массового газетного продукта.
Нашим читателем может быть и грузчик, и министр, ученый и студент, но, взяв в руки нашу газету, человек становится «бабой Маней». Его интересует все то, что мы -- узнав, передаем самым близким. Близким людям -- это очень важно. Концепция нашей газеты гласит: в основу каждого материала должен быть положен резонансный факт, прокомментированный устами, в первую очередь, участника событий, потом -- свидетеля, далее -- эксперта и лишь в четвертую очередь -- журналиста. Но в данной концепции меня менее всего интересуют совершенство стиля и блеск написания, мне важны яркость самого факта, всесторонность его освещения, степень приближенности к событию и компетентность в подборе комментариев. Журналист для меня в данной ситуации на последнем месте. Его профессионализм заключается в том, чтобы найти этот факт, из груды информационной руды выделить тот золотник, который своим содержанием и формой моментально привлечет внимание читателя.
-- «ФАКТЫ» -- самая тиражная газета в стране?
-- Да, хотя сейчас большого значения тиражу я не придаю. Газета ведь имела тираж и два миллиона
-- На дотационной основе?
-- Верно. И с благодарностью думая о людях, которые помогли нам состояться, я счастлив, что вот уже два года мы работаем в автономном режиме и тираж «ФАКТОВ» определяют наши экономические службы. Если я вижу, что списание газеты превышает пять процентов, -- я немедленно снижаю тираж.
-- А сколько стоит сейчас «открыть» газету?
-- Газету нашего формата, массовую газету нашего типа, -- 700--800 тысяч долларов. Это минимальные цифры начального этапа, которыми может воспользоваться профессионал, знающий, где можно сэкономить. И самое дорогое в нашем деле -- поддержание информационных потоков. Это организация служб, добывающих информацию, -- собкоры, агентства, службы переводчиков, закупка спутниковых антенн, зарубежных изданий. Это каждодневная оплата труда огромного количества людей, добывающих факты.
-- Есть ли у вас информаторы в самых высоких коридорах власти?
-- Я отвечу так: любой профессионал должен иметь эксклюзивную информацию и соответствующие источники ее получения. Я, к примеру, 10 лет в «Вечернем Киеве» освещал криминальную тематику. И всегда узнавал все из первых уст, через полчаса знал о задержании авторитета, и сам не раз участвовал в задержании преступников, попадал в перестрелки, выносил из боя сержантов со вспоротыми животами -- через все это я прошел и могу оценить подобный труд. Я вообще сторонник строжайшей специализации и не приемлю журналистов, пишущих о чем угодно. Я считаю, что журналист широкого профиля -- это очень плохо.
-- А как же быть с понятием «золотое перо»?
-- В общепринятом смысле оно нивелируется. Но прошу иметь в виду, что все, о чем я говорю, применимо только к массовой газете. Я в принципе не понимаю, когда сравнивают разные издания. Что значит -- кто лучше? Как можно сравнивать Паваротти с Земфирой только на том основании, что они оба поют? И трехколесный велосипед, и «Феррари», и «Боинг» -- средства передвижения. Но что толку в их сравнении? Лучшим надо быть в своем роде.
-- Что вас огорчает в ежедневной работе?
-- Знаете, я каждый день переживаю из-за того, что мы так дорого продаем газету. Вот просто душа все время болит. Я вам объяснил, почему так дорого стоит поддержание «ФАКТОВ», но ведь многие этого не понимают. И я требую от своих сотрудников выкладываться каждый день, потому что читатель, выбирающий между дополнительным куском хлеба, молоком и нашей газетой, должен получать все то, что удерживает его возле нашей газеты. И когда я вижу, как самую дорогую ежедневную газету читают люди, продающие на улицах яблоки, я рад. Потому что информируют многие, но жизненные истории, которые мы ведем сродни бразильским сериалам, есть только у нас. И когда наши бабушки и тетушки месяцами следят за перипетиями чужих судеб где-то там в Латинской Америке, я говорю: «Ребята! Вокруг нас происходит столько событий, разворачивается столько судеб, пишите об этом, и люди не оторвутся от ваших статей, потому что никогда не променяют судьбу человека, живущего рядом, на историю из заморской жизни».
-- Газетчику выгодна неспокойная страна?
-- Это звучит кощунственно, но чем беспокойнее обстановка вокруг, тем интереснее и живее наша работа. Хирурги становятся блестящими специалистами на войне. Если их профессия -- на острие ножа, то наша -- на острие события. Мы обречены искать, где резонанснее.
-- Почему же людей так влекут сенсация, скандал, кровавое злодеяние?
-- Такова психология человека. А в каждодневной работе все время следует соотносить гвоздь материала и личный интерес. У нас много приказов по различным поводам, и в одном из них я даже написал: «Прежде чем готовить материал -- убедись, что он интересен тебе лично. Слово «лично» подчеркнуто. Тут, как в жизни: приходит, например, бабушка с улицы и начинает рассказывать, что кто-то упал с лестницы, у кого-то родилась дочь и т. п. Только у нас важна еще и форма подачи.
Я всегда привожу такой пример. Если на последней полосе газеты я дам очертания руки Майкла Джексона или Андрея Шевченко, то кто бы ты ни был: мальчик Вася 13-ти лет, академик Сидоров 78-ми или «баба Маня» -- один сразу приложит свою ладонь, а другой, оглянувшись по сторонам на заседании Кабмина, сделает то же самое.
-- Вас не упрекают в том, что интерес к «бытовухе» отвлекает людей от политических и социальных проблем?
-- Здесь мы -- «ФАКТЫ» и «Диорама плюс «МК» -- во многом работаем сходно. И я считаю -- одинаково профессионально. То, что нас упрекают в удовлетворении обывательского интереса, в работе с обывательски ориентированной формой изложения -- абсурд, ибо все мы обыватели. Если кто-то заявляет, что он не обыватель, то он или блаженный, или сумасшедший. Блаженный -- это возвышенно сумасшедший, сумасшедший -- просто сумасшедший. Мы все обыватели, и нас должны интересовать обывательские темы: как выжить, как излечиться, как помочь себе и другому, как закончился вчерашний спортивный поединок и т. п. Издание, которое дает ответы на эти вопросы, всегда будет интересно людям.
-- Коллектив «ФАКТОВ» -- большая семья или строгая иерархическая структура?
-- Скорее семья. Все-таки 10 лет вместе даже не все семьи выдерживают. Но в профессиональных отношениях -- жесточайшая иерархия. Качество и график выхода газеты диктуют свое.
-- Случались ли в практике газеты публикации о важных фактах, когда факты не подтверждались?
-- Был курьезный случай. Год назад мы дали информацию о том, что люди перекрыли огромную автомагистраль. Мы вынесли материал на первую полосу, так как было заблокировано движение между двумя областными центрами. А через месяц информационные агентства сообщают, что ситуация повторяется -- в том же месте, с теми же участниками. Мы снова даем первую полосу -- комментарий о причинах и следствиях, подсчитываем экономический урон от акции, а на следующий день узнаем, что это ошибка. Ошибка официального источника, использовавшего старую информацию как только происшедшую. А мы профессионально воспользовались вброшенной информацией, так как «профи» пройти мимо такого факта не могли: та же ситуация, то же количество участников с тем же составом блокирующего транспорта. О том, что это одно и то же резонансное событие, нам и в голову прийти не могло. Курьез -- он и есть курьез.
-- Так в чем же девиз «ФАКТОВ», незримо начертанный на первой полосе?
-- Главное в нашем деле обозначается двумя словами: профессионализм и порядочность. И все.
-- А как вы относитесь к людям, которые не читают вашу газету из принципиальных соображений?
-- Уважительно, хотя и с сожалением -- они себя обделяют. А потом -- мы же не стоим на месте. Хотя Я с вами разговариваю, как на планерке, и ничего не выдумываю. Так вот, «ФАКТЫ» я всегда сравниваю с борщом. Борщ -- это блюдо, состоящее из массы компонентов, и даже порядок этих компонентов может изменить его вкус. Нельзя варить картошку, а потом забрасывать мясо. Нельзя положить сметану, а потом опустить туда свеклу. Нужна очередность и определенное количество ингредиентов. И когда все это есть, когда борщ приготовлен верно, человек будет любить его сто лет, и никаких изменений ему не надо. Более того -- чем привычнее борщ будет подаваться, тем больше он будет его желать.
Но есть люди, которые больше всего на свете любят гороховый суп. Как я могу их заставить любить борщ? Но гороховый суп -- он для части населения, а борщ -- для большинства.
-- Александр Ефимович, а какова сегодняшняя рыночная цена «ФАКТОВ»?
-- Прежде всего я хочу подчеркнуть, что не только к решению вопроса о продаже, но даже к его обсуждению юридически никакого отношения не имею. Я соучредитель газеты, но юридически мое участие в паях мизерное.
К тому же никто сейчас не собирается газету продавать. Но если бы она продавалась, тот, кто заплатил бы 12--14 миллионов долларов, однозначно не проиграл бы.
-- Я вам, безусловно, этого не желаю, но, случись такое, что «ФАКТЫ» прекратят существование -- вы найдете силы на новый проект?
-- Когда я уходил из «Киевских ведомостей», то был абсолютно опустошен. Потому, что в ту газету я вложил всю свою энергию и все свои идеи, ни грамма не откладывая на потом. Когда я уходил из «Всеукраинских ведомостей», у меня был запас на несколько газет. «ФАКТЫ» были созданы за две недели, и идей была масса. Сейчас я, как старая битая ворона, дую на холодную воду. И заготовок у меня предостаточно. Но я бы не хотел, чтобы жизнь предоставила мне возможность реализовать эти проекты еще раз.
-- Вслед за праздником пойдет обычная работа. Что бы вы пожелали себе и своим коллегам на будущее?
-- Стабильности и здоровья.
Александр Ефимович Швец родился 4 июня 1955 года в Хабаровском крае в рабочей семье. В 1961 году после смерти матери переехал с отцом на родину родителей -- в Украину. С 1962 по 1972 г. учился в Киеве в школе-интернате.
После армии поступил на факультет журналистики Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, который окончил с отличием в 1982 году. С 1982 по 1992 г. работал в газете «Вечерний Киев».
В 1992 году создал газету «Киевские Ведомости» и был ее первым главным редактором.
В начале 1994 года основал газету «Всеукраинские ведомости» и был ее первым главным редактором до 27 июля 1997 года.
В августе 1997 года организовал газету «ФАКТЫ и комментарии», которая начала ежедневно выходить с 10 сентября 1997 года. Сегодня «ФАКТЫ» имеют самый крупный тираж в Украине среди массовых ежедневных газет.
Заслуженный журналист Украины.
Имеет четверых детей.