Происшествия

В столице проезд в городском общественном транспорте не подорожает!

0:00 — 6 августа 2002 eye 201

Об этом заявил киевский городской голова Александр Омельченко

Киевский городской голова Александр Омельченко не поставит свою подпись под распоряжением о повышении стоимости проезда в столичном транспорте. Об этом он заявил в пятницу на аппаратном совещании в горадминистрации. Этот факт нас нисколько не удивил. К тому все шло. Очень настойчиво руководители транспортного цеха столицы добивались последнее время позволения поднять цены, кивая на руководителей «Киевэнерго», которым «удалось протащить» решение о повышении тарифов на отопление и горячую воду.

Сомнения в том, что киевский мэр узаконит новые цены на проезд, первыми высказали руководители городского управления ценовой политики, хотя свою часть работы по представлению транспортников они выполнили давно и добросовестно. Мэр города тянул до последнего и вынес вердикт: повышать тарифы нельзя без радикальных изменений в обслуживании пассажиров. Для этого нужно реорганизовать всю транспортную сеть Киева, обновить подвижной состав согласно специальной программе, о которой «ФАКТЫ» уже рассказывали. После ее коллегиального обсуждения в сентябре на сессии Киевсовета станет ясно, каким образом будет развиваться коммунальный транспорт.

Настало время выяснить, сколько микроавтобусов должно работать на маршрутах

Частные перевозчики -- владельцы парка маршрутных такси даже не намеревались повышать стоимость проезда в своих машинах. Президент Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков (ВААП) Виталий Рева сообщил «ФАКТАМ», что никто из членов этой организации -- а это все крупные таксомоторные предприятия Киева -- не обращался к городским властям с подобной просьбой. Более того, повышение стоимости проезда в микроавтобусах не выгодно перевозчикам -- это практически «загоняет их в угол» и вызывает серьезные опасения, что такой шаг «создаст дополнительное напряжение в обществе».

Потому что нынешние тарифы приносят владельцам маршрутов стабильные доходы -- правда, лишь в том случае, когда им позволяют нормально работать и не создают нездоровую конкуренцию. Ведь не секрет, что бывает и так: частник получает право возить пассажиров по определенному маршруту, вносит необходимые платежи, но не успеет «разогнаться», как на том же маршруте появляется еще несколько перевозчиков, порой из других регионов Украины. Маршруты, естественно, дублируются, а для отвода глаз иногда несколько изменяются. Естественно, при такой нездоровой конкуренции говорить о стабильных доходах сложно.

Представители ассоциации поддерживают намерение городских властей навести порядок в сфере маршрутных перевозок, но хотят, чтобы чиновники все же приняли во внимание их мнение и советы, поскольку с некоторыми требованиями новых правил они не согласны.

По словам Виталия Ревы, властям следовало бы в первую очередь определить оптимальную маршрутную сеть. Проще говоря, нужно четко знать: сколько все же таксомоторных маршрутов необходимо столице (сейчас их более двухсот), чтобы киевлянам было удобно ездить. Настало время также выяснить, сколько микроавтобусов должно работать на этих маршрутах.

Сейчас по улицам города колесит больше двух тысяч машин. Часть из них не приносят реальной пользы, лишь ухудшают экологическую ситуацию и создают пробки на дорогах. Если количество микроавтобусов сократить хотя бы в три раза, киевляне этого даже не почувствуют! Но с условием, что на маршруты выйдут новые комфортабельные машины, в которых предусмотрено не менее двадцати мест для пассажиров. Закупить новые микроавтобусы готовы большинство перевозчиков, но они должны быть уверены, что им дадут возможность стабильно работать. Надо ведь вернуть расходы и получить прибыль. Пока же, по словам Виталия Ревы, такой уверенности у них нет.

Компенсацию за проезд льготников частные перевозчики не получают ни из государственного, ни из местного бюджета

Выступают перевозчики и за проведение открытых тендеров, где в честной борьбе за конкретный маршрут выигрывал бы достойный. Закрытый же конкурс становится серьезной помехой здоровой конкуренции. К тому же должны соблюдаться равные условия для частных автопарков и коммунальных, которым иногда автоматически продлевают право работать на маршруте.

Без четкого соблюдения таких правил игры гарантировать пассажирам комфортную и, главное, безопасную поездку невозможно, убежден Виталий Рева. Ведь многие машины, владельцы которых невесть каким образом работают на маршрутах, эксплуатируются с нарушением элементарных технических условий. К примеру, в задней части салона во многих микроавтобусах некоторые перевозчики, несмотря на запрет, устанавливают ряд сидений, перекрывая дополнительные пути эвакуации людей в случае аварии. Недавно в Харькове пассажирам пришлось выбираться из перевернувшейся маршрутки через боковые окна: задняя дверь, предусмотренная как запасной выход, была заблокирована сидениями. Слава Богу, микроавтобус не загорелся.

Спорным остается и вопрос о перевозке льготников. Согласно распоряжению городского головы Александра Омельченко, частные перевозчики обязаны возить всех без исключения пассажиров, право на бесплатный проезд которых предусмотрен законодательством. В каждом микроавтобусе для льготников должно выделяться не менее 30 процентов мест. Однако большинство владельцев маршрутов не выполняют решение властей (об этом свидетельствуют, помимо прочего, и многочисленные звонки пассажиров в редакцию «ФАКТОВ»).

Частные же перевозчики недоумевают: почему они, заплатив за право работать на маршруте, внося ежемесячные сборы и налоги, покупая за свои деньги машины, вынуждены возить огромную армию пассажиров бесплатно? Ведь компенсацию за проезд льготников, также предусмотренную законом, они не получают. Ни из государственного, ни из местного бюджета.

По словам Виталия Ревы, решить этот вопрос лишь директивным путем нельзя, надо искать компромиссы. И если городские власти действительно будут компенсировать проезд в микроавтобусах 30 процентов льготников, то ни один перевозчик не откажет бесплатному пассажиру.