Во время осмотра микроавтобуса, в котором несколько львовян направлялись в Польшу, сотрудники Рава-Русской таможни (Львовская область) обнаружили две картины, не указанные в декларации. Как рассказали «ФАКТАМ» на Рава-Русской таможне, владелец полотен объяснил, что купил их по случаю в антикварном магазине и везет в подарок польским друзьям. На полотнах стояли даты «1912» и «1925» и подпись «Л. Вычол. », похожая на автограф польского художника Леона Вычолковского. Сама возможность принадлежности полотен перу известного мастера вызвала необходимость проведения специальной экспертизы.
Справка «ФАКТОВ». Леон Вычолковский (1852--1936) -- выдающийся польский художник-импрессионист, один из создателей общества «Sztuka» (»Искусство»), профессор академий искусств в Кракове и Варшаве. В течение десяти лет -- с 1883 по 1893 год -- жил в Украине, где создал множество замечательных произведений: лирические пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые сценки из жизни крестьян и рыбаков
-- Изъятые картины -- «Натюрморт» 1912 года и «Портрет Эразма Баренча» 1925 года -- представляли собой обветшавшие полотна в старинных рамах, что, на первый взгляд, говорило об их подлинности, -- рассказал «ФАКТАМ» хранитель фондов группы живописи Львовского исторического музея Сергей Богданов, проводивший экспертизу изъятых полотен. -- Однако мне бросились в глаза некоторые детали, на которые неспециалист вряд ли обратил бы внимание: несвойственные Вычолковскому техника письма, характер наложения мазка, цветовая гамма. Кроме того, этот художник был академическим мастером, а в картинах ощущалось нарушение пропорций. Человек, не знакомый с творчеством Л. Вычолковского, не заметил бы и то, что «Портрет Эразма Баренча» написан акварелью, гуашью и белилами, хотя известно, что художник писал эту картину маслом, а оригинал «Натюрморта» и вовсе находится в Национальном музее в Варшаве.
Но старинные рамки, вензель на обратной стороне полотен, подпись художника заставляли предположить, что все-таки они могли быть написаны Л. Вычолковским. Поэтому было решено одну работу разобрать -- извлечь из рамы. Результаты оказались неожиданными. Ватман между полотном и рамкой, с внешней стороны казавшийся старым, с внутренней оказался белым и чистым. Кусок газеты, использованный при оформлении, был датирован 1930 годом, но при этом выглядел как «свежий». Да и вся картина производила впечатление наскоро сделанной копии, искусственно состаренной. То же можно сказать и о портрете, изобилующем подобными погрешностями.
По мнению специалистов, подделки соответствуют уровню третьекурсника Академии искусств и при продаже могут стоить несколько сотен гривен. Обе картины не представляют художественной ценности и могут быть вывезены за границу. Их вполне можно подарить кому-нибудь как произведения Л. Вычолковского, однако на любом аукционе или в антикварном магазине их «раскусят» даже при предварительном осмотре.
Как сообщила «ФАКТАМ» хранитель Национального музея в Кракове искусствовед Вацлава Милевская, в настоящее время готовятся юбилейная выставка Леона Вычолковского, посвященная 150-летию со дня его рождения, а также каталог всех его работ. По ее словам, одна из картин этого художника была продана в прошлом году за 680 тысяч злотых (170 тысяч долларов), а цена на его литографии составляет порядка 6 тысяч злотых, или 1500 долларов. Если бы украинские таможенники действительно обнаружили картины Вычолковского, да еще написанные в «украинский» период, это было бы настоящей сенсацией, сказала В. Милевская.