Ровно 30 лет назад разразился крупнейший в истории США политический скандал, в результате которого президент Ричард Никсон был вынужден уйти в отставку
За девять лет до «Уотергейта», в результате которого президент Ричард Никсон ушел в отставку, а министр юстиции Джордж Митчелл, руководитель аппарата Белого дома Роберт Холдеман и ряд других высокопоставленных чиновников угодили за решетку, в Далласе был убит президент Джон Ф. Кеннеди. Со временем стали всплывать факты, свидетельствующие о связи этих двух дел, и их накопилось столько, что американский историк Питер Д. Скотт заметил: «Я считаю, что полное раскрытие уотергейтского заговора поможет понять, что произошло в Далласе И наоборот: анализ операций по тщательному сокрытию фактов, касающихся Далласа, в значительной степени прояснит уотергейтское дело».
В 1971 году газета «Нью-Йорк таймс» опубликовала подборку секретных документов о военных действиях США в Индокитае. В администрации президента Никсона на это среагировали созданием специальной группы, которую шутя назвали «бригадой слесарей по устранению утечек». Достаточно быстро группу стали использовать и для других целей.
В ночь на 17 июня 1972 года членов «бригады слесарей» задержали в помещении Национального комитета Демократической партии, расположенного в вашингтонском офисном центре «Уотергейт». С собой они имели звукозаписывающую аппаратуру. Но установка новых «жучков» (первые подслушивающие устройства с одобрения президента Никсона появились в штаб-квартире демократов еще в 1970 году) не была их главной целью.
Основной задачей пятерых агентов, переодетых в робы сантехников (поэтому журналисты и прозвали их «водопроводчиками»), было изъятие компрометирующих президента Никсона документов. Из них следовало, что политическую карьеру республиканца Ричарда Милхауса Никсона с 1946 года финансировал мультимиллионер Говард Хьюз. Когда в 1952 году Никсон боролся за кресло вице-президента, Хьюз передал ему 100 тысяч долларов. После того как Ричард Никсон победил на выборах, мультимиллионер предоставил его брату Дональду «заем» в 205 тысяч долларов. Вскоре «Хьюз медикэл инститьют» получил статус учреждения, не облагаемого налогами Выкрасть эти документы «водопроводчикам» не удалось.
«Бригада слесарей» была не единственной структурой, созданной для подковерной борьбы президента Никсона с политическими конкурентами. В ЦРУ был сформирован Отдел специальных расследований (ОСР), собиравший компромат на политических противников Никсона (список начинался с сенатора Эдварда Кеннеди). Занимался политическим шпионажем и Комитет за переизбрание президента (им руководил министр юстиции Джордж Митчелл). Такие методы борьбы со своими конкурентами Никсон практиковал на протяжении почти всей своей политической карьеры. Еще в 1952 году, когда он боролся за место вице-президента, на деньги Хьюза был осуществлен взлом в штаб-квартире соперника Никсона Г. Стассена.
Некоторые исследователи подозревали Ричарда Никсона в причастности к убийству в 1963 году в Далласе его соперника Джона Кеннеди, победившего на президентских выборах в 1960-м. Доказательств тому нет, но оснований для подозрений достаточно. Двое из задержанных в офис-центре «Уотергейт» «водопроводчиков» и тот, кто ими руководил по рации из номера соседнего отеля, имели прямое отношение к трагедии в Далласе
Когда в газетах появились портреты «водопроводчиков», отставного полицейского Сеймура Вейцмана чуть не хватил удар. Ведь 22 ноября 1963 года, когда в Далласе прозвучали выстрелы, полицейским Вейцману и Смиту, бывшим в составе мотоциклетного эскорта, послышалось (как и многим другим свидетелям), что стреляли не только вслед кортежу президента Кеннеди. Вейцман и Смит бросили свои машины и, выхватив пистолеты, взбежали на пригорок. Наверху, возле автостоянки, какой-то человек предъявил им удостоверение агента Секретной службы США и успокоил: «Здесь все в порядке». Так вот, в одном из «водопроводчиков» -- отставном сотруднике ЦРУ Бернарде Баркере -- Вейцман узнал того самого мужчину.
И это не единственное опознание. Неподалеку от Дили-плаза, где было совершено покушение на президента Кеннеди, находился железнодорожный узел, на диспетчерской башне которого в тот день дежурил Лео Бауерс. Когда прозвучали выстрелы, с автостоянки выбежали трое мужчин и вскочили в пустой вагон шедшего на малой скорости товарняка. Бауерс остановил поезд и вызвал полицию. Задержанных, с виду типичных бродяг, доставили в управление полиции. А потом они бесследно исчезли. Правда, когда полицейские конвоировали задержанных, их случайно снял фотокор «Даллас монинг ньюс» Джон Бирс. Он не знал, кто изображен на снимке, пока в печати не появились портреты «водопроводчиков». Все трое «бродяг» оказались ветеранами Центрального разведывательного управления.
Один из них -- Даниэл Л. Касуэл -- был, по данным независимого расследователя Алана Уэбермана, профессиональным убийцей, официально числившимся в ЦРУ электронщиком (во вторжении в штаб-квартиру демократов в 1972-м не участвовал). Другой изображенный на снимке -- Фрэнк Стреджис -- был среди задержанных «водопроводчиков». О его участии в операции в Далласе рассказала журналистам бывший агент ЦРУ Марита Лоренц. По ее словам, она в ноябре 1963 года вместе с сотрудником ЦРУ Фрэнком Стреджисом присутствовала на совещании в Далласе. Его участники обсуждали какой-то план, рассматривая карту города. Затем Марите сказали, что обойдутся без нее, и уже в самолете она услышала по радио о покушении на президента
Третьим «бродягой» был Эверет Говард Хант, в 1972-м руководивший «водопроводчиками» по радио из номера соседнего отеля. В бытность свою личным помощником директора ЦРУ Аллена Даллеса Хант считался одним из лучших специалистов по специфическим операциям. В частности, руководил свержением правительства президента Арбенса в Гватемале в 1954 году. Произошло это с одобрения президента Дуайта Эйзенхауэра, вице-президентом у которого был Ричард Никсон. Многие исследователи полагают, что устранением президента Кеннеди в Далласе от ЦРУ руководил именно Хант. Исследователи подчеркивали, что Никсон, во-первых, давно был связан с Хантом (поскольку, пребывая на посту вице-президента, был посвящен в спецоперации ЦРУ, в частности, проводившиеся Хантом), а во-вторых, накануне 22 ноября 1963 года якобы побывал в Далласе.
Как часто бывает, ключевые свидетели погибли при подозрительных обстоятельствах. Лео Бауэрс, который помог задержать «бродяг» на железнодорожном узле, в 1967-м врезался на автомобиле в опору моста. Фотокор Джон Бирс умер от сердечного приступа, когда среди пяти уотергейтских «водопроводчиков» опознали троих тех самых сфотографированных им «бродяг». Бывшая сотрудница ЦРУ Марита Лоренц бесследно исчезла в 1977-м, вскоре после того, как заявила журналистам, что готова дать показания комиссии Конгресса по расследованию политических убийств о причастности агента ЦРУ Фрэнка Стреджиса к трагедии в Далласе
Баркер и Стреджис были ветеранами одной из самых могущественных в мире спецслужб. Руководивший операцией Хант вообще считался «специалистом по грязным делам» международного класса. Как же могли профессионалы такого уровня попасться на столь несложной операции, как кража со взломом?
Обстоятельства их ареста в офис-центре «Уотергейт» просто поразительны. «Водопроводчики» вскрыли отмычками дверь нужного им помещения и, чтобы не возиться с самозахлопывающимся замком, закрепили его липкой лентой. Скотч приклеили поперек двери так, что он был виден снаружи. Охранник, делавший ночью обход «Уотергейта», заметил скотч и оборвал его -- замок захлопнулся. Когда он ушел, «водопроводчики» снова зафиксировали язычок замка скотчем. И снова поперек двери. При повторном обходе охранник опять увидел на двери липкую ленту. На этот раз он вызвал полицию
Уже после суда один из «водопроводчиков» -- Джеймс Маккорд -- заявил, что провал был изначально запрограммирован ЦРУ для дискредитации президента Никсона. В пользу этого свидетельствует и то, что механизм, вынудивший уйти Ричарда Никсона в отставку, запустил полковник Александр Баттерфилд, бывший офицером связи между ЦРУ и Белым домом. Летом 1973 года, когда Никсону казалось, что «Уотергейт» уже позади, Баттерфилд неожиданно заявил, что в Овальном кабинете тайно записываются все разговоры и телефонные звонки. Несмотря на сопротивление Никсона, магнитофонные записи в конце концов были прослушаны, и оказалось, что к вторжению в штаб-квартиру демократов он был лично причастен.
Баттерфилд почему-то молчал целый год. За это время Ричард Никсон повторно победил на президентских выборах и, видимо, решил, что подмял под себя всех -- в начале 1973-го он снял директора ЦРУ Ричарда Хелмса.
Любопытно, что Хелмс в свое время сыграл интересную роль в расследовании трагедии в Далласе. Через месяц после убийства президента Кеннеди сотрудник КГБ Юрий Носенко, работавший в Женеве в составе советской делегации по разоружению и на тот момент уже более года сотрудничавший с ЦРУ, потребовал срочной встречи со своим куратором из американской разведки. Носенко заявил, что его вызывают в Москву, но он боится туда возвращаться, поскольку именно он должен был вербовать Ли Харви Освальда во время пребывания последнего в СССР. По словам Носенко, от вербовки Освальда отказались, признав его эмоционально неуравновешенным. Информация мгновенно ушла в Лэнгли, где решение об эвакуации в Соединенные Штаты Носенко как важного свидетеля по делу об убийстве президента Кеннеди принял именно Ричард Хелмс, возглавлявший в то время оперативное управление ЦРУ
Следствие уже назвало Освальда убийцей президента Кеннеди и активно разрабатывало «московско-гаванский» след. В частности, было найдено фото, на котором Освальд был запечатлен на фоне кубинского консульства в Мехико, когда летом 1963 года пытался получить визу на Кубу. Рядом с ним на снимке стоял, как выяснилось много лет спустя, Эверет Хант -- тот самый, руководивший в 1972-м «водопроводчиками» в «Уотергейте»! «Ястребы» (сторонники жесткой политики по отношению к СССР. -- Ред. ) были заинтересованы в том, чтобы Освальд оказался советским или кубинским шпионом. Особенно много таких политиков было в лагере республиканцев. Ведь «новые рубежи» администрации Кеннеди по многим вопросам, в частности, в области конфронтации с СССР, настолько резко отличались от политики администрации Эйзенхауэра (вице-президентом в которой был Никсон), что воспринимались как «сдача позиций». Кеннеди обвиняли в потворстве международному коммунизму, а «Общество Джона Берча» даже объявило его предателем национальных интересов.
Правда, шеф Федерального бюро расследований Эдгард Гувер не был заинтересован в том, чтобы делать из Освальда «красного». Когда выяснилось, что Освальд с 1959 по 1962 год проживал в СССР, Гувера стали обвинять, что он проворонил «агента Москвы», направленного в США убить президента. Гувер ухватился за показания Носенко и приложил немало усилий, чтобы в вердикте комиссии, расследовавшей покушение в Далласе, было сказано: доказательств, свидетельствующих, что президент Кеннеди убит в результате внутреннего или внешнего заговора, нет. Но об Освальде все же написали, что он в одиночку совершил покушение из «коммунистических убеждений» и «чувства общей неустроенности в жизни».
Безусловно, нельзя утверждать, что Никсон снял Хелмса из-за давней истории с Носенко. Скорее, та история была одной из капель, наполнявших чашу недовольства Никсона Хелмсом. Трения между ними начались сразу же после избрания Никсона президентом. Хелмс не хотел предоставлять новому главе Белого дома документы, касающиеся провала интервенции против Кубы в 1961 году. Минуя директора ЦРУ, Ричард Никсон все-таки получил часть из них -- его интересовали обстоятельства «наведения порядка» в разведывательном ведомстве. Напомню, что президент Кеннеди отправил тогда в отставку директора ЦРУ Аллена Даллеса. Кроме всего прочего, у обоих директоров ЦРУ в глазах обоих президентов был один недостаток -- слишком большой авторитет, а отсюда -- недостаточная управляемость.
Однако считать, что Кеннеди погиб, а Никсон ушел в отставку только в результате конфликта с ЦРУ, было бы упрощением. В обоих случаях ЦРУ выступило инструментом. И Кеннеди, и Никсон задели интересы различных влиятельных политических и экономических сил, в том числе и темных (к примеру, Кеннеди ввязался в войну с национальным преступным синдикатом). Поэтому «список прегрешений» обоих различался. Но решения об отстранении от власти одного с помощью пули, а второго путем запуска механизма импичмента принимались по совокупности всех их политических действий. Отследим только одну линию -- шаги обоих президентов в международных делах. Замечу, что оба начинали как «ястребы»: Кеннеди в 1961-м санкционировал интервенцию против Кубы, в которой без ведома Конгресса использовались ВВС США (несколько американских бомбардировщиков с опознавательными знаками кубинских ВВС было сбито), а Никсон, также не ставя в известность Конгресс, начал сначала бомбардировки, а в 1970-м -- военные действия против Камбоджи.
Во время Карибского кризиса президент Кеннеди не пошел на обмен ядерными ударами с Советским Союзом -- в ноябре 1962 года было подписано соглашение, по которому Союз вывез свои ракеты с Кубы, а Штаты сняли военную блокаду острова. В июне 1963-го Кеннеди произнес речь, в которой выступил за более реалистичный подход к отношениям с СССР. В августе того же года был заключен Московский договор о запрещении ядерных испытаний на земле, в воздухе и под водой. В ноябре прозвучали выстрелы в Далласе
Никсоном была выдвинута концепция перехода от «эры конфронтации к эре переговоров». В результате ее реализации к середине 70-х годов (Никсона вынудили уйти в отставку в 1974-м) военные расходы в федеральном бюджете снизились вдвое (с 40% до 20--22%). Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) был подписан в мае 1972-го, а в штаб-квартиру демократов «водопроводчики» влезли в июне. Соглашение о прекращении войны во Вьетнаме администрация Никсона подписала в январе 1973-го, а в июле полковник Баттерфилд выступил с сенсационным заявлением о том, что все разговоры и телефонные звонки в Овальном кабинете записываются, что в конце концов и привело к отставке Никсона.
Кстати, последний не был пионером по части тайной звукозаписи в Белом доме. Как-то Роберт Кеннеди в одном из выступлений переврал беседу с президентом Линдоном Джонсоном. Тот пригласил его к себе и молча включил запись беседы. Кеннеди принес свои извинения. Когда после его ухода Джонсон решил прослушать записанные извинения, оказалось, что на пленке их нет -- у Кеннеди в кармане было устройство, блокирующее работу магнитофонных микрофонов