Политика

Мы не скрываем, что на дне черного моря захоронено немало химического оружия,

0:00 — 28 сентября 2001 eye 260

Заявил в интервью «ФАКТАМ» замминистра по чрезвычайным ситауциям Александр Скипальский

Украина, решив предоставить свое воздушное пространство для американских военно-транспортных самолетов, подтвердила, по сути, что не намерена оставаться в стороне от борьбы с терроризмом по принципу «моя хата с краю». Вместе с тем, предложив свою помощь США, Украина, возможно, навлекает на себя гнев определенных сил в мире. Скажем, замминистра обороны афганского правительства талибов уже заявил: «Все, кто будет нападать на нас или станет содействовать этому, являются нашими врагами, и мы нападем на них». Конечно, сразу на все страны, решившие объединить усилия для борьбы с международным терроризмом, напасть им будет затруднительно, но все-таки… Готова ли наша страна в принципе противостоять актам агрессии? Смогут ли военные в случае чего защитить жителей Украины? С этими и другими вопросами, волнующими, уверены, многих наших соотечественников, «ФАКТЫ» обратились к человеку, ранее возглавлявшему Управление военной контрразведки СБУ и Главное управление разведки Министерства обороны, а ныне -- заместителю министра по чрезвычайным ситуациям генерал-лейтенанту Александру Скипальскому.

«Такого большого количества бомбоубежищ, как было в СССР, уже нет»

-- Александр Александрович, как только стало известно, что Украина разрешила американским ВВС использовать свое воздушное пространство, у многих возник вопрос: насколько это может быть опасно для нашей страны?

-- Совет нацбезопасности и обороны Украины принял достаточно серьезное и аргументированное решение, которое вполне соответствует внешнеполитическому курсу нашей страны. Воздушный коридор предоставляется государству, с которым у нас подписано соглашение о стратегическом партнерстве. Да и возможно ли, выкорчевывая зло, несущее угрозу всему миру, следить за тем, чтобы пылинка не упала на наши белые перчатки? Безусловно, после этого решения будут приняты меры и по повышению боеготовности тех структур и подразделений, которые задействуются в борьбе с международным терроризмом. Кстати, несколько лет назад в Украине был создан специальный антитерористический центр, в который входят представители всех силовых ведомств. Размахивать шашкой я бы не хотел, но скажу, что центр занимался разработкой необходимых программ, проводил тренировки…

-- Во времена Советского Союза на предприятиях, в школах и вузах проводились занятия по Гражданской обороне. В рамках ГО отрабатывалась и схема эвакуации людей в бомбоубежища. Сегодня, мне кажется, почти все они приспособлены для хозяйственных нужд разных организаций?

-- Ну, не все бомбоубежища используются не по назначению. Хотя, конечно же, такого большого количества бомбоубежищ, которое было рассчитано на возможное перемещение населения в рамках СССР, уже нет, но исходя из нынешних реалий данные объекты у нас есть в необходимом количестве, и их состояние контролируется. Уровень угрозы в настоящий момент для Украины -- невысок. И я не уверен, что сегодня стоит начинать тренировки, к примеру, по эвакуации людей из жилых помещений (это лишь усилит панические настроения), но акцентировать внимание на безопасности наших граждан просто необходимо.

-- Поговаривают, что в государственных запасах, в которых должно быть все на случай всяких бедствий, кроме конских противогазов периода Первой мировой войны, больше ничего нет?

«Сегодня наша промышленность противогазов не выпускает, но вопрос о необходимости обновления запасов этих средств поднят»

-- Ну, это вы утрируете. Хотя, думаю, при нынешнем массовом использовании лошадей в сельском хозяйстве те противогазы тоже пригодятся. Животных, также, нужно защищать.

Во времена СССР, случись что, почти все население страны могло получить противогазы… Сегодня наша промышленность противогазов не выпускает, но вопрос о необходимости обновления запасов этих средств индивидуальной защиты поднят. В этом году предусмотрено финансирование и создание резервов, в том числе и необходимой техники, используемой в Гражданской обороне. Наше министерство работает и над совершенствованием средств защиты.

-- Вам, как бывшему шефу военной разведки, приходилось заниматься проблемами, связанными с терроризмом?

-- Проблема терроризма не теряет актуальности уже несколько столетий. Однако в советское время под терактами подразумевались, прежде всего, действия, нацеленные против жизни государственного или партийного деятеля. А сегодня терроризм зашел так далеко, что становится вопросом жизни и смерти для каждого человека. Во время становления украинского независимого государства мы в контакте с другими силовыми структурами изучали и отслеживали развитие террористических организаций, особенно в горячих точках планеты. И сейчас более чем необходимо проявить свой патриотизм и быть бдительным.

-- Сообщалось, что талибы в уже, кажется, неизбежной войне могут применить бактериологическое и химическое оружие. Насколько это, на ваш взгляд, вероятно?

-- Я не хотел бы комментировать то, что находится в компетенции моих коллег. Но, как человек, имеющий определенный опыт в этой сфере, скажу, что исключать ничего нельзя. Вместе с тем и химическое, и бактериологическое оружие -- это палка о двух концах, оно крайне опасно тем, что неразборчиво и может ведь поразить не только тех, против кого направлено, но и тех, кто рискнул его применить. Поэтому, считаю, что использование этих видов оружия маловероятно. Кстати, именно доблестная молодая советская власть впервые использовала химическое оружие против своего народа: командарм Тухачевский усмирял восстание крестьян на Тамбовщине с помощью газа иприт. Но вернемся к террористам. Предположим, что определенная группа смертников готова пожертвовать собой, но своими матерями, детьми, сестрами? Это вряд ли.

«Сотрудники Службы безопасности хлеб зря не едят»

-- В наследство от СССР мы наверняка получили какие-то хранилища с бактериологическим оружием. Есть мнение, что вспышки вирусных заболеваний в различных регионах страны -- это не что иное, как утечка веществ из каких-то военных складов-лабораторий?

-- Украина подписала ряд соглашений, обязавшись не иметь подобного оружия на своей территории. И мы не скрываем, что на дне Черного моря захоронено немало химического оружия. Несколько лет назад в Украине нашли снаряды времен Первой мировой войны с химическими зарядами и уничтожили их. И сегодня на территории Украины нет арсеналов бактериологического или химического оружия, а тем более центров по разработке подобных видов вооружения. Однако у нас в стране есть производства, которые в случае каких-либо аварий и разрушений могут стать причиной техногенной катастрофы. Ведь, скажем, катастрофа на Чернобыльской АЭС оказалась опасней, чем взрыв малогабаритного ядерного заряда. Поэтому сейчас на подобных объектах совершенствуется система безопасности.

-- Все удивляются, как террористам удалось подготовить свою операцию, избежав утечки информации при том, что в ее разработке наверняка участвовало довольно много людей.

-- Я на 100% убежден, что о подготовке терактов в США было известно спецслужбам, но каким, пока не могу сказать. Ну не может готовиться столь масштабная акция так, чтобы ее не зафиксировала хотя бы одна спецслужба из более чем 300 государств! Думаю, что в данном случае теракт не был предотвращен, поскольку некоторым сильным спецслужбам определенных стран эта акция была выгодна по раскладке политического пасьянса. Есть государства, которые хотели бы использовать США для решения соственных очень сложных проблем.

-- В российской прессе время от времени появляются сообщения о существовании организаций вакхаббитов в Крыму?

-- Этот вопрос логичнее было бы задать председателю СБУ Владимиру Радченко. Но, поверьте, сотрудники Службы безопасности хлеб зря не едят. Одна из радиостанций России утверждает, что 11 сентября американский империализм провел террористический акт на своей территории: мол, промышленные компании таким образом хотели увеличить производство оружия и тому подобное. Вот точно так же они подкидывают и информацию о мифических центрах воинствующих мусульман в Крыму. Но кому нужны эти центры сегодня? У крымских татар другие заботы: им нужно благоустроиться, обучить детей. У турок, поверьте, сегодня тоже своих проблем хватает, как внутренних, так и внешних. Тем более Турция сегодня -- наш добрый сосед и партнер. Но не всем это нравится. Или нужно было депортировать мирного чеченца, приехавшего к родственникам в Крым подлечиться?

-- Так готова ли Украина противостоять возможным актам агрессии, есть ли у нас, как говорится, порох в пороховницах?

-- Безусловно. Украина — сильное государство.