Киевские нейрохирурги спасли от слепоты пятилетнего мальчика, удалив из его мозга опухоль размером с куриное яйцо

0:00 — 28 сентября 2001 eye 728

Благодаря новому оборудованию, подаренному немецкими школьниками, медики могут выполнять малотравматические операции на мозге

-- Когда Коле снимут повязку и мы приедем домой, младшие братики его не узнают, -- говорит 26-летняя Руслана, мама мальчика. -- Я всегда подстригала сына коротко, но оставляла длинный чубчик. Перед операцией пришлось сбрить и его. Теперь сыну надо будет отпустить волосы подлиннее, чтобы под ними спрятать шрам на затылке.

В Институте нейрохирургии АМН Украины пятилетнему Коле удалили опухоль мозжечка. К счастью, она оказалась доброкачественной, и вскоре мальчик вернется домой в село Рыдомиль Тернопольской области. Можно сказать, что парнишке повезло. Обратись его мама за помощью на пару месяцев позже, он мог остаться инвалидом и даже погибнуть.

-- Опухоль размером с куриное яйцо могла развиваться в головном мозге не менее года, -- говорит главный детский нейрохирург Министерства здравоохранения Украины, заведующий клиникой детской нейрохирургии Института нейрохирургии АМН Украины профессор Юрий Орлов. -- По мере того, как она увеличивалась, в мозге нарушался отток жидкости, повышалось внутричерепное давление. Если бы операция была сделана с опозданием, когда у пациента уже нарушился зрительный центр, то он мог ослепнуть. Коля стал пятым пациентом, которому трепанацию провели с помощью современного оборудования.

Приступы тошноты у сына женщина считала проявлением паразитарного заболевания

-- Когда муж отвез сына в больницу, в областной центр, где у Коли и обнаружили опухоль, врач с укоризной спросила: почему же раньше не показали ребенка? -- продолжает Руслана. -- Но начавшиеся у сына этой весной приступы рвоты я приняла за проявление гельминтоза. Мы сдали анализ, однако глисты не обнаружились. Это уже сейчас я понимаю, что так заявляла о себе опухоль мозга. Но пока Коля не стал жаловаться на головные боли, связать эти симптомы с головой я не могла. Нам посоветовали везти сына в Киев, чтобы там его немедленно прооперировали.

За те пять дней, пока Руслана собиралась в дорогу, у Коли резко ухудшилось состояние: он уже не мог самостоятельно ходить. Руслана носила сына на руках.

-- Я гладила его по голове и не могла поверить, что где-то под моей ладонью находится новообразование, угрожающее его жизни, -- говорит Руслана.

-- Поскольку головной мозг укрыт черепной коробкой, то любая операция на нем не обходится без трепанации черепа, -- продолжает Юрий Орлов. -- К сожалению, эта травматическая процедура в украинских клиниках чаще всего проводится вручную. Мы же начали использовать пневматический трепан, который выполняет такую операцию за пять минут -- в 6 раз быстрее его механического брата. Благодаря этому риск послеоперационных осложнений меньше. Ведь чем дольше открыт головной мозг, тем выше вероятность развития гнойно-воспалительных осложнений: менингита, остеомиелита, энцефалита.

Современный трепан похож на карандаш

Два новых пневматических трепана подарили клинике детской нейрохирургии… немецкие школьники.

-- Как-то я познакомился с нашим соотечественником, который уже 20 лет живет в Германии, -- продолжает Юрий Орлов. -- Его супруга преподает в тамошнем лицее. Немецкие лицеисты учредили благотворительный фонд «Дети -- детям». Ребята собирают деньги, на которые покупают медикаменты и передают их в украинские детские больницы. Меня спросили, что нужно нашей детской клинике, и я рассказал, каким допотопным инструментом мы делаем трепанации. Стоимость воздушного трепана около 30 тысяч марок, поэтому я и не думал, что школьники соберут такую сумму. Но дети обратились за помощью в другую благотворительную организацию, которая выделила деньги на закупку двух инструментов.

Юрий Орлов сравнивает ручной и пневматический трепаны.

-- Несмотря на то, что трепанация черепа -- самая древняя хирургическая операция, ее методика не намного усовершенствовалась с доисторических времен, -- говорит он. -- Трепан, как и в XVIII веке, по-прежнему напоминает сверло. У врача та же задача -- сделать в черепе отверстие. Только вот ручным трепаном нужно «просверлить» как минимум три отверстия, поскольку он не пилит кость. Затем через эти отверстия продевается специальная пила. Если операция проводится электрическим или воздушным трепаном, понадобится одно отверстие. Меняя насадки, можно выпилить участок кости любой формы. Другая насадка позволяет удалить опухоль костной ткани. При аномалиях развития, уродствах такими инструментами делают косметические операции. Современный трепан миниатюрный, хирург держит его в руке, как карандаш. У инструмента есть автостоп -- как только трепан заходит в полость, он останавливается и не повреждает оболочку головного мозга. Работая же ручным трепаном, врач надеется только на свой опыт.

Каждую неделю нейрохирурги детской клиники столичного Института нейрохирургии выполняют около 20 операций на головном мозге. Опухоли органов нервной системы сейчас занимают второе место среди всех онкопоражений у детей, уступая только заболеваниям крови.

-- Мы проанализировали обращения детей с опухолями головного мозга в наш институт за 25 лет и обнаружили, что с 1986 по 1989 годы количество таких больных возросло на 84 процента, -- говорит Юрий Орлов. -- Рост заболеваемости отмечен и в последующие годы.

В XVIII веке трепанацию делали с помощью долота и молотка

Еще со времен неолита при черепно-мозговой травме делали трепанацию черепа. Чаще всего пациентами эскулапов становились дети. Люди считали, что выжившие наделены мистической силой. После смерти из их черепов даже делали амулеты.

Особой страстью к трепанированию отличилась Древняя Греция. Слово «трепанация» -- греческого происхождения (трепано -- сверло, бурав). У греков в ходу была поговорка: «Если в травмированном черепе нет дырки -- сделай ее». Чтобы инструмент во время операции не нагревался, его периодически погружали в холодную воду. В открытую рану клали мед, топленое сало, масла.

Черепно-мозговая травма была частым спутником участников колониальных и междуусобных войн в Древней Элладе. Эллины трепанировали простые переломы костей черепа, полагая, что мозг является хранилищем воды и слизи, которые охлаждают кровь.

В XVI веке ушибы головы лечили, прикладывая к больному месту шкуру недавно убитых животных: мышей, ягнят. Считалось, что эти шкуры создают тепло, уменьшают отек.

В XVIII веке английские врачи были убеждены, что трепанация необходима при любой черепно-мозговой травме. Однако к концу века мода на эту операцию прошла, поскольку почти все, кто ее перенес, вскоре погибали. Только в середине XIX века, когда стали использовать пары сернистого эфира для обезболивания и антисептики, трепанацию начали применять вновь. В это же время один итальянский врач предложил вместо долота, которым с помощью молотка выдалбливали кость черепа, использовать проволочную пилу. Ее и по сей день применяют вместе с ручным трепаном.