Происшествия

Через «приватизированный» участок российско-украинской границы за сутки провозили до ста тонн контрабандных грузов

0:00 — 10 августа 2001 eye 300

Недалеко от Краснодона высится мемориал, на подъезде к которому выцветший плакат: «Я -- Товарищ! Здесь каждая пядь земли полита кровью наших солдат. Сделай все, чтобы передать святое отношение к памяти павших детям и внукам своим». Однако, похоже, места эти навещают регулярно разве что… контрабандисты.

-- Это -- «сахарная дорога» -- показывает на полоску асфальта, ведущую к мемориалу Анатолий Шипунов, директор расположенной неподалеку шахты «Победа». По ней из России контрабандисты везут сахар. При разнице в курсах валют, говорят, на каждом мешке они «наваривают» в среднем по 10 -- 12 гривен.

Украина всегда считалась основным производителем сахара в регионе, а теперь вот из России к нам его везут тайными тропами. Был бы он хоть российский, а то чаще всего кубинский, тростниковый, да еще и не лучшего качества. Асфальтированную площадку возле мемориала контрабандисты используют для перегрузки своего нелегального товара.

Здесь таможенников считают главными врагами, мешающими «нормально жить». В общественном сознании контрабанда -- это обычный промысел, и, как заявил один из местных жителей, «им здесь живут многие почтенные люди». Однако у силовых структур на этот счет несколько иное мнение.

Недавно сотрудники спецподразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью перекрыли сей устойчивый канал переправки контрабандных сахара, муки, различных круп, куриных окороков через российско-украинскую границу. «Грузооборот» здесь составлял в среднем до ста тонн в сутки.

Есть неподалеку от Краснодона поселок Власовка, который раскинулся на живописных берегах речки Большая Каменка. Глубина реки на отмели возле поселка -- по колено, ширина -- метров десять. На другом берегу уже Ростовская область Российской Федерации.

Кто-то на речной отмели выстелил кладку из бревен, соединившую два берега.

На российской стороне в нескольких сотнях метров от кладки вырос чей-то личный «таможенный» шлагбаум с навесным замком: дескать, граница в самом деле на замке, хотя к этому замку ни таможенники, ни пограничники никакого отношения не имеют. А пустырь между бродом и околицами Власовки преобразился в окультуренную площадку, посыпанную щебнем. Днем этих мелочей можно и не заметить. Но как они изменили жизнь тихой Власовки!

Под покровом темноты с российской стороны к реке подъезжали заполненные товаром фуры -- и начиналось интенсивное движение через кладку. Жители села вручную перетаскивали груз на украинскую территорию и укладывали в фуры на «автостоянке». Шлагбаум перед бродом поднимался, и реку одна за другой пересекали малогабаритные грузовики.

К рассвету машины разъезжались, люди расходились по домам и жизнь Власовки возвращалась в прежнее русло.

-- Контрабандисты начали действовать в начале нынешнего года, организаторами стали трое выходцев из Азербайджана. За этой «таможней» мы наблюдали в течение нескольких недель, -- говорит заместитель начальника спецподразделения СБУ Александр Макаров, -- это было не просто. Территорию патрулировали жители поселка, по дороге на Власовку курсировал автомобиль с рацией, который сопровождал все чужие машины, появлявшиеся там «во внеурочный час». Причем охранники должны были сигнализировать о появлении не только правоохранителей или просто чужих, но и отгонять конкурентов. Шлагбаум, думаете, зачем? Для чужих контрабандистов. Хочешь проехать -- будь любезен, плати контролеру. Это, вероятно, должно было означать, что кто-то «приватизировал» участок реки вместе с бродом, то есть, кусочек госграницы. Руководила «службой охраны» горластая дама средних лет из Власовки. Насколько серьезно все было организовано, мы убедились, когда незадолго до операции проводили разведку: охрана мигом отреагировала на постороннюю машину, «начальница» подняла крик, и хотя мы притворились безобидной подвыпившей компанией, контрабандисты были явно встревожены. После этого они еще долго фонариками обшаривали камыши -- нас искали.

Однако в ночь, когда состоялась операция, люди в камуфляже появились, откуда их не ждали: со стороны реки. Были задержаны россиянин, житель Ростовской области, и не имеющий гражданства гость из Закавказья. Кроме того, задержаны принадлежащие группировке автомобили «ГАЗ-66», «ГАЗель» и пять большегрузных машин (»КамАЗы», «МАЗы» и «КрАЗ»). К моменту захвата контрабандисты успели перегрузить десять тонн сахара и пять тонн муки. Но количество заготовленной пустой тары соответствовало как минимум ста тоннам.

По данным оперативников, ввозимые продукты впоследствии реализовывались оптом, главным образом в крупных городах Донецкой и Луганской областей. По словам специалистов Луганской таможни, все эти продукты не сертифицированы, их качество неизвестно.

У жителей Власовки, работавших на контрабандистов, ликвидация «приватизированного» участка границы большого восторга не вызвала. Скорее наоборот. А ведь рядом с поселком находятся две крупные шахты, стабильно работающие и выплачивающие зарплату. Вот где нужны рабочие руки! Однако местные жители любому заезжему журналисту, слабо знающему местную специфику, долго будут плакаться в жилетку: дескать, проклятое правительство лишило их куска хлеба и закрыло все шахты, вот им и приходится перебиваться случайными заработками, питаясь лишь хлебом да водой… Хотя, если присмотреться к автомобилям, которые бегают по улицам той же Власовки, как-то слабо веришь в необеспеченность здешних граждан.