Медики обиделись на правительство: учителям к первому сентября повышают зарплату на 15 процентов, а им -- нет

0:00 — 23 августа 2001 eye 326

Сейчас в Украине врачи и медсестры получают в среднем 196 гривен в месяц, что на 122 гривни ниже прожиточного минимума. В Тернопольской области средняя зарплата медработников… 128 гривен. Медики возмущены таким отношением к отрасли и готовятся к акциям протеста

«Мы понимаем, в государстве денег не хватает. Но зачем же сталкивать лбами учителей и врачей? Добавили бы одним и другим по 7,5% к зарплате. А так правительство побоялось, что учителя 1 сентября могут забастовать, в то время как врачи «скорой» и хирурги этого делать не станут. Мол, речь идет о чьей-то жизни и смерти… », -- так говорили представители медицинских профсоюзов на встрече с министром здравоохранения Украины Виталием Москаленко и госсекретарем Минздрава Сергеем Шевчуком.

Что мог ответить министр? Он заверил, что «социальная защищенность медиков для министерства является одним из приоритетов». На демонстрационном экране были показаны графики, свидетельствующие об успехах отечественного здравоохранения. Виталий Москаленко сообщил, что за последние два года финансирование отрасли увеличилось почти в два раза, что дополнительно привлечены средства в сумме 382 миллиона гривен, что приобретено в регионах 17 аппаратов УЗИ, 16 кювез для новорожденных… Я честно записывала эти данные, хотя так и не могу понять, какая связь между чудесными убаюкивающими цифрами и насущными потребностями тех, кто сегодня вышел на дежурство в свою больницу, кто останавливает кровь и бинтует раны пострадавших в ДТП, кто вырезает гнойный аппендикс человеку, до последнего не желавшему попадать в больницу. Общество не может обходиться без медиков. А они, к сожалению, не могут питаться обещаниями повысить им зарплату.

Положение медиков (тех, кто не хочет или не может брать деньги у пациентов, на что их толкает государство) действительно нищенское. Сможет ли тернопольский медик прокормить семью на 128 гривен (такова его средняя зарплата), полтавский -- на 137, а работающий в Киевской области -- на 134?

-- Согласно законодательству Украины, средняя зарплата медиков должна быть такой же, как у работников промышленности, то есть, на сегодняшний день -- 414 гривен, а она составляет 196 гривен, да и ту с опозданием получают в тринадцати областях, -- говорит председатель ЦК профсоюза работников здравоохранения Украины Тамила Казарина. -- Теперь подсчитаем: повышение зарплаты на 15% -- это плюс почти 25 гривен к нынешнему заработку. Может ли такая прибавка коренным образом изменить ситуацию к лучшему? До прожиточного минимума медработникам не будет хватать 93 гривны. Сейчас не хватает 122. Но даже 15-процентную прибавку к зарплате им не дают.

Вдумайтесь в слова «прожиточный минимум». Это -- на одного человека. А ведь у среднестатистического врача есть еще жена и дети. Детям необходимо покупать одежду, обувь, школьные принадлежности. Престарелым родителям, о которых нужно заботиться, требуются лекарства. Можно было бы и не говорить о таких вещах. Они очевидны. Но в своих отчетах руководители отрасли чаще называют масштабные цифры, которые рядовому медику непонятны. В нынешнем году на нужды здравоохранения из бюджета был дополнительно выделен миллиард гривен. Вопрос: на что он был израсходован? Во всяком случае, не на зарплату медработникам. Говорят, «на выполнение медицинских программ». Но кто их будет выполнять, если у врачей и медсестер лопнет терпение?

-- Час назад мне принесли проект государственного бюджета на следующий год, -- сказал во время этой встречи министр здравоохранения Виталий Москаленко. -- У нас главное требование: чтобы рост валового внутреннего продукта (ВВП) сказался на финансировании здравоохранения. Настаиваем на отчислении в размере трех процентов от ВВП. Тогда мы получим в следующем году 7 миллиардов гривен. Сравните: в 2000-м было четыре миллиарда, в нынешнем -- 5,2.

То, что рост производства, экономические успехи должны сказаться и на росте заработной платы медиков, несомненно. Но когда это произойдет? Сейчас всех волнует именно этот вопрос, на который никто не дает определенного ответа. Неопределенность же раздражает, вызывает озлобленность.

«Правительство недооценивает обстановку, -- говорили министру здравоохранения профсоюзные деятели. -- В среде медиков нарастает недовольство и даже агрессивность. Они собираются проводить акции протеста. А то, что их поставили на ступень ниже, чем учителей, -- последняя капля, которая может переполнить чашу терпения. Что тогда?»