Происшествия

Станции «мир» уже приготовлено место на кладбище космических аппаратов в тихом океане

0:00 — 30 января 2001 eye 414

Последняя стыковка с «Прогрессом», доставившим топливо для последнего пути станции, выполнена с помощью украинской техники

Накануне проведенной в субботу стыковки грузового корабля «Прогресс» со станцией «Мир» в ее успехе сомневались настолько, что для подстраховки подготовили специальный экипаж космонавтов. Им следовало отправиться на орбиту и стыковать «Прогресс» со станцией вручную, если бы это не удалось сделать автоматике. В Киеве за судьбу стыковки переживали не меньше, чем в российском Звездном -- ведь главным «действующим лицом» в этой операции была выпускаемая у нас система автоматической стыковки «Курс».

«Курс» надежно работал все 15 лет существования станции «Мир»

-- Хотя установленная на «Мире» система автоматической стыковки отработала уже два гарантийных срока, ее надежность особых сомнений не вызывала. Однако не было возможности провести ее полное тестирование с Земли, ведь телеметрическая информация с «Мира» поступает в неполном объеме, -- пояснил ситуацию главный конструктор киевского завода «Курс» Виктор Добровольский. -- Основная причина в том, что из-за повреждения солнечных батарей станции недостает электроэнергии -- напряжение не дотягивает до нужных 27 вольт. Тем не менее полученной информации оказалось достаточно, чтобы отправить «Прогресс» и провести стыковку в автоматическом режиме. «Курс», как и прежде, не подвел.

Разработана система еще в 1970-е годы московскими учеными, а ее производство было налажено на нашем предприятии. Киевские конструкторы во многом усовершенствовали «Курс», за многие годы активного использования в советской и российской космонавтике он подтвердил свою надежность, в том числе за 15 лет существования станции «Мир». Поэтому на российских модулях «Звезда» и «Заря» строящейся ныне на орбите Международной космической станции тоже применена наша система.

Заметим, что «Курс» использовался не во всех стыковках кораблей с «Миром». Самым известным из таких случаев стала апробация ручной стыковки, которую в 1997 году выполнил командир экипажа Василий Циблиев: корабль «Прогресс» прошел мимо стыковочного узла и пробил обшивку пристыкованного к «Миру» модуля «Спектр». Через образовавшуюся пробоину (ее не удалось обнаружить до сих пор) воздух стал вырываться наружу. Вход в модуль пришлось экстренно задраить и перерубить ведущие к нему кабели. Это была, пожалуй, самая тяжелая авария за всю историю станции. Кстати, на полугодичный полет Циблиева и Александра Лазутина пришлось наибольшее количество ЧП: пожар, проблемы с энергоснабжением, нарушение терморегуляции (температура внутри подскочила до 50 градусов, в части отсеков она и поныне примерно такая же). Журналисты тогда шутили: экипаж так долго находится в космосе, потому что боится нагоняя, ждущего на Земле. Командир, похоже, тяжело переживал неудачи -- после приземления он даже стал делать публичные заявления о мешавших работе болях в сердце, сообщал тогда «Ньюсуик».

Если даже «Мир» останется работоспособным, больше корабли к нему посылать не будут

Нынешняя стыковка со станцией, вероятно, была последней, ведь решение о судьбе «Мира» уже принято: 6 марта он должен быть затоплен. Технических причин тому много, но самая главная -- корпус, пятнадцать лет выдерживавший удары метеоритов, изношен более чем наполовину. Тем не менее, «Мир» мог бы проработать еще несколько лет, однако на орбите появился его «сменщик» -- Международная космическая станция, куда осенью отправилась первая экспедиция.

Район затопления российской станции -- Тихий океан между Новой Зеландией и Южной Америкой. Этот участок океана уже давно стал местом, куда направляют отработавшие свой срок космические аппараты. «Прогресс» доставил топливо, которое должно обеспечить управляемое падение станции. Однако если связь с «Миром» вновь будет утрачена, придется посылать экипаж. В Центре управления полетами его прозвали «похоронным».

Главное теперь -- избежать повторения истории с бесконтрольным падением в 1980-е годы советской станции «Салют-7», которую переводили на более высокую орбиту, но она не смогла выйти за пределы атмосферы, развалилась и сгорела над Южной Америкой. На Землю упали небольшие обломки, никому не причинив вреда. Так же бесконтрольно закончила свое существование американская орбитальная станция «Скайлэб» -- она погибла над Канадой. К счастью, и в этом случае никто не пострадал. А наиболее опасным инцидентом стало несанкционированное падение советского военного спутника на территорию Канады. На нем находились радиоактивные материалы, из-за чего СССР уплатил штраф в несколько миллионов долларов.

Последствия неконтролируемого падения «Мира» могут оказаться весьма серьезными из-за беспрецедентных габаритов станции: считается, что в этом случае на Землю прольется настоящий дождь из полутора тысяч кусков железа. Полоса поражения может в длину превысить 10 тысяч километров, в ширину -- двести километров. Как утверждают в Центре управления полетами, пока «Мир» находится на безопасной орбите -- 320 километров. А «захват» атмосферой может произойти на высоте около двухсот. Во время управляемого падения станция должна быть спущена до 170 км, двигатели выключат, когда «Мир» окажется над Черным морем. Заметим, что при любом варианте развития событий территории Украины и России не окажутся в зоне падения обломков.