Чтобы обыгрывать африканцев, украинец наматывает по 230 км в неделю
Считается, что кросс, а также бег на 5000 метров — прерогатива африканских чернокожих спортсменов. Законодатели мод здесь — кенийцы, эфиопы и марокканцы. Но в 1997 году на первенстве Европы среди молодежи бронзовым призером стал украинец Сергей Лебедь. На Олимпиаде-2000 в финальном забеге на 5000 метров он финишировал седьмым (первым среди европейцев), проиграв победителю соревнований Миллону Вулде из Эфиопии каких-то 2,31 секунды, — 13. 37,80 сек. При этом национальный рекорд чемпиона Европы-98 равен 13. 18,18 сек. В нынешнем году донетчанин Сергей Лебедь выиграл Кубок Европы (»Гран-при Энерджайзер»), заработав 10 000 долларов. А несколько месяцев назад в бельгийском Остенде на дистанции 12 километров 25-летний украинец впервые в истории мировых первенств стал вице-чемпионом мира по кроссу, пропустив вперед только бельгийца эфиопского происхождения Моххамеда Мурхита. Такого успеха не добивался ни один бегун из Советского Союза и стран СНГ. По ряду обстоятельств Сергей редко бывает на родной земле, большую часть времени он живет и тренируется в Италии, где представляет местный клуб «Говер». Но как только появляется возможность, Сергей на несколько дней прилетает в родной Донецк
- Сергей, за счет чего, по-твоему, можно обыгрывать африканских спортсменов?
- Скажу так: за счет мышления. Считаю, что у нас система подготовки не хуже, чем у них. Дело не в этом. Европейцы привыкли за хлебом на соседнюю улицу на машине ездить, африканцы же в школу за 10 километров бегают. У них выносливость уже с детства выработана. Если хотите, она в крови. А европейцам ее нужно упорно развивать. И все -таки темнокожих бегунов я уже побеждал и доказал, что с ними можно бороться.
- Чтобы стабильно показывать высокие результаты, сколько ты наматываешь в день?
- В подготовительный период выходит от 200 до 230 километров в неделю, а в соревновательный — не больше 160. Чаще всего учебно-тренировочные сборы я провожу в Кисловодске и Евпатории, но все остальное время нахожусь в Италии. Оттуда на соревнования ближе и дешевле добираться, чем из Украины. Билет на самолет из Италии в любой город Европы обойдется мне максимум в 200 долларов, а из Украины — в 700.
- Ну а на будущей Олимпиаде, в Афинах, мог бы ты, скажем, в беге на 5 км приблизиться к 13 минутам?
- Если все будет нормально, то в ближайшие год-два я надеюсь показать результат на уровне 13 минут. Мировой рекорд здесь — 12. 39 сек.
- Используешь ли ты в подготовке к соревнованиям фармакологические средства?
- Конечно. Но только не те, о которых вы подумали. Мой набор — витамины, геровитал, аминокислоты. Они помогают организму восстанавливать силы. К тому же, как только я стал завоевывать награды на соревнованиях, участились проверки на допинг. Начиная с января прошлого года, до последнего старта в Италии я прошел аж 25 допинг-контролей!
- Тебя это не раздражает?
- Нет, все выглядит вполне логично. Если спортсмен начинает быстро бежать, показывать хорошие результаты, то, понятное дело, за ним особый контроль. Это естественно. Я постоянно выступаю за рубежом и знаю, что там эта процедура входит в программу. Бывает, что и в клуб «Говер», за который выступаю в Италии, европейский допинг-контроль (швейцарцы, немцы) заглядывает. Кстати, и в Донецк наезжали, особенно за полгода до Олимпиады. Просто затерроризировали наших спортсменов. И приезжали, главное, совершенно неожиданно. Как снег на голову.
- А сменить гражданство тебе не предлагали?
- Выступать за Эфиопию (смеется)? А если серьезно, то после Олимпиады в Сиднее предлагали остаться в Италии, поменять гражданство, паспорт. Но я отказался.
- Наверное, теперь уже трудно вспомнить, с чего начинался для тебя спорт?
- А начиналось все со спортивной секции в Днепропетровске. Играл в футбол. А в 1990--1991 годах стал бегать, участвовать в соревнованиях. Первым моим наставником был Александр Михайлович Никитин. С 93-го стал тренироваться у Виктора Ивановича Лохицкого, с которым и достиг основных успехов. Сейчас тренируюсь у Эдуарда Ивановича Новака. Кстати, в этом году защищаю диплом в Днепропетровском институте физкультуры.
- Слышал, легкоатлеты обижены невысокими гонорарами?
- Нет, если человек хорошо выступает, то и вознаграждение соответствующее. Правда, наши заработки, понятное дело, ни в какое сравнение с футболистами и игроками в гольф не идут. Но что поделаешь? Например, за «серебро» на чемпионате мира, скажем, государство мне выплатит 300 или 400 долларов. А итальянцы за золотую медаль на чемпионате мира установили для своих соотечественников сумму вознаграждения в 50 000 долларов.
- Курьезный случай на соревнованиях не вспомнишь?
- Вообще-то, когда бегу, то от всего отключаюсь. А случай Ну, может, не совсем курьезный На чемпионате мира в Севилье один эфиоп поступил, мягко говоря, некрасиво. Впереди бежал американец, рядом — я. Эфиоп одной рукой бьет американца — тот падает на зеленое поле, а другой — меня — я лечу в другую сторону. Сам эфиоп пробегает вперед метров 20 и снова бежит в невысоком темпе. Американец не стал ничего предпринимать. Я же догнал эфиопского бегуна. С тех пор он больше руками не размахивает.
- Ну а жизнь вне спорта? Чем увлекаешься?
- Очень люблю мотоциклы. У меня есть «Хонда». В Италии часто ее эксплуатирую. И, конечно, футбол! С пяти лет болею за «Днепр». И, конечно, «Шахтер».
- Думаю, в Италии ты известен, и, наверное, тебя уже узнают на улице?
- Да, болеют за меня. Так как я с африканскими бегунами борюсь лучше, чем итальянцы. Уважают. Кстати, выступая за клуб «Говер» из Феррары (что в 70 км от Милана), я неплохо выучил итальянский. Интервью журналистам даю без проблем. Контракт с клубом у меня до 2003 года. Пока все устраивает.
- Слышал, что у тебя много поклонниц. А с избранницей не определился еще?
- У меня есть девушка. Не надейтесь, не итальянка. Она из Запорожья. Спортсменка, бегает 1500 метров. Лена Городничева. Может, в следующем году сыграем свадьбу.