Происшествия

Незадолго до гибели от удара молнии 15-летней олеси москалюк и еще двух подростков из буковинского села черногузы ее маме приснились падающая звезда и зарево, а накануне трагедии в дом залетела птица

0:00 — 13 июля 2001 eye 435

P. S. Как сообщил «ФАКТАМ» сотрудник пресс-службы МЧС Владимир Пашинский, с начала лета в Украине погибли во время грозы от ударов молний 11 человек. В двух случаях одним ударом молния поразила сразу двоих людей:

От шоссе в сторону гор через все поле на запад протянулась межа, разделяющая земли Черногузов и Испаса -- буковинских сел, вплотную примыкающих к воспетому «Смеричкой» райцентру Вижница. Девять дней назад, 4 июля, эта заросшая диким кустарником и деревьями неглубокая канава стала чертой между жизнью и смертью для десятерых мальчиков и девочек, мирно пасущих в полукилометре от села коров. В тот вечер от удара молнии, как «ФАКТЫ» уже сообщали, погибли 15-летние Олеся Москалюк, Алла Шлехтюк и Миша Галичанский, которому еще не исполнилось тринадцати. Семеро их товарищей (самому старшему, Ивану Татарину -- семнадцать, самому младшему, Васе Трачуку -- десять лет) получили менее тяжелые травмы и остались живы. Хотя 13-летнего Сашу Москалюка и 12-летнюю Свету Гакман докторам пришлось выводить из коматозного состояния. Сашино сердце теперь немного похоже на сердце человека, перенесшего инфаркт. И родители до сих пор не говорят мальчику, что его старшей троюродной сестрички нет.

«Грозы над нами не было. Мы прятались от солнца»

-- Нас в тот день на поле собралось много, -- вспоминает Саша Москалюк, в этом году с отличными оценками перешедший в 8 «А» класс местной девятилетки. -- Я, Вася Трачук, Олеся Москалюк, Алла Шлехтюк… Несмотря на вечер, было очень жарко, солнце жгло. Мы спрятались в тень под черешней, разговаривали. О чем? О разном. Ивану Татарину уже 17 лет. Он приходил сюда к девушке -- они дружили. Таня Княгницкая, ей 11 лет, приехавшая в Черногузы к бабушке на каникулы, рассказывала о своем селе Зеленый Гай Новоселицкого района. Мы с мальчишками говорили о том, что неплохо бы, когда жара спадет, поставить новые футбольные ворота. В прошлом году мы соорудили, играли. А зимой кто-то разобрал их на дрова. Еще говорили о том, кто кем мечтает стать. Я, например, -- футболистом, как Сергей Ребров из «Тоттэнхема», Дэвид Бекхэм из «Манчестер Юнайтед» или Патрик Льюис из «Барселоны». Андрей Шевченко? Нет, мне он не нравится. Не знаю пока почему. Ребров с Украины? Конечно, знаю! Играл в киевском «Динамо». Год рождения -- 1978-й, кажется.

Потом я говорю ребятам и девчонкам: смотрите, вот там, за дорогой, идет дождь. А здесь -- нет. И больше ничего не помню. Да нет, громыхало там, вдали. А у нас было тихо. Но меня вдруг словно выключили… В себя я пришел лишь в воскресенье в полдень -- узнал маму.

«Двоих мальчишек нашли возле трансформатора, в полукилометре, без сознания»

Сашиному отцу Ивану Васильевичу 41 год. 25 лет проработал в колхозе трактористом. Сейчас -- безработный. Мама работает в детсадике. Всего у них трое детей. Саша -- самый младший. Выручают, как и любую сельскую семью, огород и домашняя живность. У Москалюков это бык Чип, корова Красуля, телочки Зорька и Машка.

-- Я в тот вечер дома сено в копну складывал, -- вспоминает Иван Васильевич. -- День был ясный, жаркий. Вдруг откуда ни возьмись, словно на санях, приехала туча! Трижды ударили молнии. И туча ушла. А минут через десять пошел дождь. Я спрятался от него в летней кухне.

Когда прибегает Вася, старший сын: «Тату, гром детей побил!» Мы сели в «жигули» и погнали на поле. Навстречу нам шел соседский парнишка и нес мальчика, который кричал: «Саша мертв, Света мертва, все дети мертвы!.. »

Приехали на место. Все дети лежали вразброс в канаве, словно мышата. Саша наш уткнулся лицом в землю. Возле него -- девочка. С другой стороны -- Олеся, дочь моего двоюродного брата. Я хотел положить в машину сначала ее. А мне сказали: ее уже не надо. Тогда я схватил на руки Свету Гакман и закричал сыну: «Делай ей прямое дыхание!»

А Саша то дышал, то не дышал, пульс пропадал. Я уложил детей жене и старшему сыну на колени и поехал в больницу.

Возле трансформаторной подстанции «скорая» забрала еще двух мальчишек. Они там лежали без сознания. Говорят, после удара молнии они пришли в себя, побежали в село звать на помощь. И возле трансформатора их вторично ударило -- то ли молнией, то ли просто электрическим разрядом из-за сырости, дождя…

Вот это пятно на груди сына -- ожог от молнии. Саша говорит, что не чувствует боли. Наверное, из-за лекарств.

«Боже, там столько деревьев! Ну почему молнии понадобилось бить в эту черешню?»

Отец одного из погибших подростков после случившегося попал в больницу, просит докторов не давать ему лекарств: «Как мне жить теперь без моей кровиночки? Зачем? Я не хочу жить!» Врачи боятся, что сердце молодого мужчины может не выдержать. Матерей Олеси Москалюк и Михасика Галичанского мы с заместителем главы райадминистрации Василием Марчуком и начальником отдела по вопросам чрезвычайных ситуаций Иваном Ткачом нашли на кладбище.

«Боже, там же было столько деревьев, зачем же молнии понадобилось падать именно на эту черешню!» -- горестно заломила руки Галина Москалюк. Ее подруга по несчастью, Екатерина Галичанская, молча плакала.

-- Я чувствовала, что-то должно случиться! -- вспоминает Галина Фокична. -- Где-то за неделю до этого встала я в полшестого утра. Думаю: помою посуду, ведь потом на огороде поработать надо. Открываю дверцу печи -- а оттуда воробей вылетел! Мне аж дышать тяжело стало. Я знала, что это к беде. Когда мой отец очень болел, тоже птичка залетела в дом. Ну, пытаюсь сама себя успокоить, может, ту пташку бедную что-то загнало в дымоход. А через час она снова залетела в хату!

А в ночь на вторник снится мне сон: вроде тень самолета пролетела по небу и след-полоса осталась. И звезда. Большая звезда падает в той стороне над Вижницей, где дом моих родителей. И там -- большое пламя, крик… Я аж проснулась, так страшно стало. Потом женщин спрашиваю, что это может быть. А они мне: «Гарне полум'я без диму -- то добрий сон… »

И ничто более не предвещало беды. Девочка моя утром попасла корову. Вернулась, помыла посуду, испекла пирог. «Селесту» (сериал) посмотрела по телевизору. Затем снова взяла корову и вернулась на пастбище, к детям. Они там кружочком уселись. Сначала их больше было под той черешней -- человек пятнадцать! Но у одной девочки что-то с бычком случилось, она погнала его домой. Другие вскоре тоже ушли. У нас в селе дождь прошел. Говорю мужу: пойду попасу вместо Леси, ребенок, может, промок. А муж: да она могла к кому-нибудь под зонтик спрятаться, боевая девочка. А потом говорит: я сам схожу. Я пошла за ним. Вскоре видим -- навстречу идет мужчина, на руках мальчика несет соседского, второклассника. А тот кричит и плачет: «Леся мертва. Сашко мертв!.. » Не своим голосом кричит. Меня догнала машина. Я села в нее. Даже не помню, кто меня вез.

Подъезжаем -- Леся с мальчиком лежат в одном месте. Других детей уже положили в машину. Я не знала, что среди них и Аллочка, ее подружка. Леся говорила накануне, что Аллочка вроде собиралась ехать к сестре в Черновцы. Кричу мужу: «Степа, спасай! Делай искусственное дыхание!» А он что только не делает -- весь мокрый. Леся не дышит. Штанишки на ней, шлепанцы прогорели.

Привезли их в больницу, положили на кровати. Доктор взял Лесю за руку и опустил глаза: «Я здесь уже ничем помочь не могу». И все. Больше я ничего не помню.

Леся с Аллочкой так дружили. Жили по соседству, в один класс ходили. Аллочка была отличницей. У Олеси -- несколько четверок. Они ведь на днях окончили неполную среднюю школу, вместе к экзаменам при свечах готовились, когда свет в селе выключали. Вместе торт на выпускной вечер пекли.

Вообще-то они собирались заканчивать одиннадцатилетку. Потом Аллочка хотела идти в медучилище. А Леся моя очень любила петь и танцевать. Гордилась тем, что у нас в Вижнице родился Назарий Яремчук. Все спрашивала: «Мама, как вы думаете, а я смогла бы стать артисткой?»

Проходил у нас недавно в Вижнице фестиваль народного искусства. Приезжие циркачи привезли удава и обезьяну. К удаву все боялись подойти, а Леся моя взяла его на руки и даже сфотографировалась с ним на плечах. Она любила животных, людей, Бога. Пела в церковном хоре. По вечерам Библию, молитвы читала и службу в церкви с Аллочкой посещала. На новогоднем балу в школе была Снегурочкой. В спортивных соревнованиях участвовали. Аллочкина мама, когда детей хоронили, весь день в карете «скорой» просидела. У нее сердце больное. У меня все тоже было как в тумане. Мы с мужем -- безработные. Надо ребенка хоронить, а в доме всего 15 гривен. Спасибо, люди пришли, помогли, все сделали. Девочек наших хоронили как невест, а Михасика -- как жениха, с обручальным колечком на пальчике.

«Михасик любил всем помогать»

Безутешна в своем горе и кассир Вижницкой автостанции Екатерина Галичанская. Две недели назад она похоронила в Прилуках старшего брата. 51-летний мужчина умер от сердечного приступа. Полгода назад после диабета отмучилась мама. И вот теперь Бог забрал сыночка.

-- За какие грехи? -- вопрошает женщина. -- Я ведь думала, что мы за все судьбе заплатили, не успела я отойти от похорон брата. Столько боли было. И тут -- воистину словно гром среди ясного неба -- Михасик, мой средненький. Золотой ребенок был -- шустрый, живчик такой, энергия из него ключом била. Случалось, шалил. Но каким нежным и добрым он был! Всегда любил помогать. Не успеешь попросить -- уже выполнил. За бабушкой, когда болела, так трогательно ухаживал. И вмиг -- как сон, вся жизнь прошла. Просыпаешься рано -- ребенка нет. Зовешь кушать -- двое есть, а третьего нет. За что? Ему ведь еще тринадцати не было!

«Последствия могут сказываться долго»

-- Случай этот был уникальным, наверное, не только для Украины, -- говорит главный врач Вижницкой центральной районной больницы Тарас Лучик. -- Чтобы молния поразила сразу десять человек, такого не припомню.

В тот вечер я уже приехал с работы к себе домой, в село Испас. Начавшаяся гроза прошла как-то интересно, задев только часть Черногузов и Испаса. В Вижнице, например, когда я через 10 минут после того, как получил сообщение, приехал в больницу, было сухо! Но гроза выбила свет. Какое-то время из-за этого и телефоны не работали. Все это, конечно, усложнило ситуацию. Но, думаю, наши врачи действовали правильно и спасли тех, кого можно было спасти. При ударах молнией у человека поражаются сердечно-сосудистая и центральная нервная системы, головной мозг. Пострадавший, как правило, теряет сознание, у него начинаются судороги, спазмы, рвота, сердечная аритмия, падает кровяное давление. Может остановиться сердце, наступить коматозное состояние, клиническая смерть. Саша Москалюк -- из выживших самый тяжелый -- находился в коме. У него были ожоги на груди, у других -- на животе, пояснице, ступнях. Но они не представляли угрозы для жизни детей. Правда, эти ожоги -- лишь внешнее проявление серьезных внутренних травм, последствия которых могут проявиться не сразу, а на пятый-седьмой день. Чтобы не пропустить развитие какого-то заболевания, такому пациенту желательно наблюдаться у врачей в течение месяца.

Мы считаем, что тогда, на месте несчастья, правильно действовали родители и другие люди, которые первыми прибыли к пострадавшим. В таких ситуациях первейшая задача -- помочь восстановить дыхание, завести сердце, чтобы мозг снабжался кровью. Разумеется, тогда, когда травмы совместимы с жизнью. К сожалению, у троих погибших они были слишком тяжелы. Что вы хотите -- удар молнии сопоставим с поражением током от высоковольтной линии.

Та роковая молния, метившая в черешню, словно топором прошлась, разодрала кору и ствол рядом растущей осины. Не исключено, что она ударила именно в те, а не другие деревья еще и потому, что в полусотне метров проходит линия электропередач.

-- Государство как-то помогло семьям пострадавших -- ведь все они небогаты?

-- Да, буквально на следующий день областная госадминистрация выделила на эти цели всего девять тысяч гривен, -- говорит заместитель главы райгосадминистрации Василий Марчук. -- По полторы тысячи -- семьям погибших ребят, по тысяче -- тем, кто находился в тяжелом состоянии, и по 500 гривен -- тем, кто получил травмы средней и легкой тяжести. Кроме того, три тысячи выделила и наша районная администрация. Увы, у нас на счету таких денег пока нет. Но мы подключили к сбору средств предприятия района. И надеемся, что семьи погибших и пострадавших их скоро получат.

Как себя чувствуют ребята сегодня? Все дети выписаны домой, за исключением Саши Москалюка, который вчера переведен из реанимации в детское отделение. Его здоровье тоже идет на поправку.

… Расшифровывая диктофонную запись рассказа осиротевших матерей, я обратил внимание на странные звуки, которые поначалу показались дефектами записи.

Это пел соловей над могилами.

Трагедии в Черногузах упомянутый Василий Григорьевич Марчук, являющийся еще и председателем районного общества гуцулов, посвятил стихотворные строки:

Як вдарили в горах громи -- Здригнулись Карпати. I дiточок у три гроби Прийшлось поховати. А на веснi знов лелеки Прилетять до хати, Та нi рiдним, нi далеким Не повернуть втрати.

P. S. Как сообщил «ФАКТАМ» сотрудник пресс-службы МЧС Владимир Пашинский, с начала лета в Украине погибли во время грозы от ударов молний 11 человек. В двух случаях одним ударом молния поразила сразу двоих людей:

21 июня в Харьковской области в поле погибли две девочки -- 17-летняя Вероника Капустян, работавшая фельдшером роддома в родном селе Красный Шахтер Изюмского района, и ее 13-летняя сестренка Елена Пятенко, ученица 8-го класса изюмской средней школы N 11, что приехала к ней в гости.

2 июля в Хмельницкой области на глазах у десятилетнего сына молния поразила супругов Людмилу и Виталия Валясов, 34-летних жителей села Левковка Староконстантиновского района. В обоих случаях люди в поле пасли коров.

В тот же день произошла еще одна трагедия в Житомирской области на речке Гнилопять возле села Рудня-Городище. Во время рыбалки молния ударила 33-летнего Николая Гайворонского.

4 июля в Николаевском и Городокском районах Львовской области погибли от удара молнии еще два человека.

Доля риска быть пораженным атмосферным электричеством составляет одну десятимиллионную от частоты смертей в год. Интересно, что чаще молния ударяет в такие деревья, как дуб, тополь, ель, сосна, очень редко -- в березу, клен и практически никогда не ударяет в кустарник.

МЧС предупреждает: во время грозы ни в коем случае нельзя прятаться от дождя под деревьями, скирдами и отдельно стоящими сооружениями -- туда может ударить молния. Во время сильной грозы не стоит бежать, а если вы едете в машине -- нужно остановиться. Антенну приемника следует убрать, стационарную в квартире -- отключить. Во время пребывания на воде (в лодке или просто купаясь) целесообразно выйти на берег.